23.12.2014 - 15.03.2015

Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля

Организаторы:
Министерство культуры Российской Федерации, Музеи Московского Кремля

Карты Московии и Выставка в Успенской звоннице Московского Кремля посвящена феномену  России как самого обширного государства, статус которого она удерживает с конца XVII столетия, и как страны, территория которой расширялась с наибольшей интенсивностью. Впервые  Музеи Московского Кремля обращаются к этой теме, раскрывая ее в показе уникальных произведений искусства XIV – начала XX века. Великолепные памятники из кремлевского собрания отражают историю формирования территории русского государства от Московского княжества до Российской империи.  В связи с этим некоторые произведения представлены  на выставке, в совершенно новом ракурсе, другие – показаны впервые.

Центральным экспонатом является  вышитая карта Российской империи, созданная  воспитанницами  Московского института Ордена Святой Екатерины в 1872 году и поднесенная ими императору Александру II. 

Основу выставки составляют предметы, созданные по повелению российских правителей в связи с важнейшими событиями в геополитической истории России. Расширение границ всегда являлось  выражением славы и могущества державы и находило особое отражение в отечественном искусстве, вызывая рождение исключительных по своей значимости и символической наполненности произведений – от царских венцов до памятных медалей.

На выставке демонстрируется знаменитая Казанская шапка – царский золотой венец с драгоценными камнями и тончайшим черневым узором, созданный, как полагают, по повелению царя Ивана Грозного в 1553 г. после присоединения Казанского ханства к Московскому государству. Позже изображение венца вошло в сложную композицию Государственного герба России с так называемыми «титульными» гербами, венчая герб Казанского царства.

Памятные медали, появившиеся в России как особый вид искусства только в Новое время, представлены ценнейшей группой первых российских медалей этого типа, отчеканенных в связи с победами России в Северной войне.  

Расширение границ находило отражение и в полном титуле государя, в котором обозначались все подвластные ему земли. На самом раннем экспонате выставки с титулом московского правителя – каменной плите 1491 г. с латинской надписью о закладке трех башен Московского Кремля по повелению великого князя Ивана III – в его титуле перечислено девять подвластных князю земель. В полный титул царя Михаила Федоровича, который можно прочитать в резной надписи на кольцах одной из его регалий – золотой цепи, представленной в экспозиции, входит тридцать географических названий, а в титуле императора Николая II их насчитывалось более пятидесяти. Так же  развивался Российский герб, который с XVI в. дополняют гербы царств, княжеств и других земель, входивших во все расширяющееся государство.  

Особого   внимания на выставке заслуживают  карты, самые ранние из которых представляют Россию в XVI–XVII веках. Две из них входят в состав первого в мире географического атласа, составленного фламандским картографом Абрахамом Ортелием. На третьей, составленной голландским купцом, путешественником, дипломатом и ученым Исааком Массой, изображена северная часть России в первой половине XVII века, где хорошо видна Обдора, входящая в титул российских правителей с XVI столетия. В XVIII веке, отмеченном особенно значительным расширением территории государства, интерес к картографии проник в искусство, вызвав к жизни создание многочисленных изделий с изображением карт городов, губерний, вновь открываемых земель. Золотая табакерка с миниатюрным портретом Екатерины II, включенная в состав выставки, представляет императрицу как великую устроительницу обширной державы, держащей в руках ее карту.

Завершают экспозицию два пасхальных яйца, изготовленных на всемирно известной  фирме  Карла  Фаберже.  На одном из  них, с моделью сибирского поезда внутри, выполненном  талантливейшим  мастером  Михаилом  Перхиным  в 1900 году, изображена карта Транссибирской магистрали, указывающая на огромную протяженность страны. Второе, работы  знаменитого мастера Генриха Вигстрема, созданное к 300-летию Дома Романовых,  содержит внутри вращающийся глобус, на котором  помещены два силуэта России – в границах 1613 и 1913 годов, наглядно представляющие рост ее территории.

Выставка дает посетителю редкую возможность увидеть основные этапы и события сложной многовековой геополитической истории страны, отраженные в уникальных памятниках – символах «могущества и славы» Отечества, хранившихся в великокняжеской и царской сокровищницах, а позже – в возникшем на их основе музее «Оружейная палата».

Генеральный партнер проекта:

КНАУФ

 

ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ МУЗЕЯ

Выставочный зал в Успенской звоннице Exhibition hall of the Assunption Belfry

 
вверх