Приобретение Москвой новой роли обусловило необходимость в обновлении и парадном оформлении Кремля – великокняжеской, а впоследствии царской резиденции. К концу XV века старый собор Успения Богородицы уже не соответствовал новым идеям и функциям обретшего независимость и окрепшего Московского княжества. Заключив брак с Софьей Палеолог, представительницей древнего рода византийских василевсов, Иван III стал претендовать на роль их преемника, государя всех православных христиан. Постоянно усиливавшееся Московское государство нуждалось, помимо политической теории, в придворном церемониале, а также в формах искусства, которые выражали бы его новый статус.
Успенский собор – сердце архитектурного ансамбля обновленного Московского Кремля. Он стал первым сооружением русской столицы, возведенным мастером из ренессансной Италии. Аристотелю Фиораванти, приглашенному ко двору Ивана III по совету великой княгини Софьи, удалось соединить черты старинной русской архитектуры с новыми строительными принципами Возрождения. Cветлое, широкое пространство Успенского собора стало в Москве первым выражением художественной концепции Возрождения.
Наряду с ренессансным влиянием в зодчестве, при дворе Ивана III менялся и усложнялся придворный церемониал, происходили изменения в придворной культуре Московского государства. В ту эпоху единственной формой русского профессионального музыкального искусства являлось церковное пение, заимствованное вместе с христианством из Византии.
Ко времени княжения Ивана III восходит зарождение первых профессиональных певческих объединений. Исследователи русской средневековой музыкальной культуры полагают, что именно окончание строительства Успенского собора в 1479 году явилось стимулом к созданию древнейшего из известных нам хоровых коллективов – корпорации государевых певчих дьяков, учрежденной по указу Ивана III. Созданное Аристотелем Фиораванти обширное внутреннее пространство нового храма требовало достаточного по численности состава певцов, обладавших хорошими звучными голосами. Первоначальный состав великокняжеской капеллы насчитывал тридцать пять человек, но постепенно число певчих дьяков увеличивалось и вскоре достигло семидесяти певцов высочайшего уровня мастерства. Институт государевых певчих дьяков был своеобразным общегосударственным центром и задавал тон всей музыкальной жизни Московского государства.
Европейские формы музицирования – инструментальная и органная музыка – проникали в Московию из Западной Европы, где музыка формировалась также в рамках церковной практики, но с течением времени разделилась на два пласта: духовный и светский. Стала развиваться инструментальная музыка, как церковная, так и светская. Большую популярность приобрела лютня. Новое светское направление музыкальной культуры выразилось в появлении таких жанров, как мадригал, фроттола, павана, гальярда, турдион и других. В начале XVI века в Венеции был опубликован сборник фроттол – музыкальных пьес для клавишных инструментов. Италия стала центром производства клавесинов и скрипок. Музыка, основанная на народных песенных истоках, объединилась с творчеством поэтов эпохи Возрождения – Франческо Петрарки, Торквато Тассо, Лудовико Ариосто. Так появились мадригалы – стихи по преимуществу любовного содержания, предназначенные для пения.
В программе фестиваля отражены направления музыкальной культуры XV–XVI веков, ее церковная и светская составляющие. В продолжение этой линии один из концертов посвящен духовной и светской музыке русских и европейских композиторов XVIII–XIX веков. Избранные произведения прозвучат в исполнении лучших российских музыкальных ансамблей старинной музыки «Alta Сapella» и «Солисты барокко». «Alta Capella» – первый в России костюмированный ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов. Основу коллектива, созданного в 2009 году, составляют выпускники Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Свою миссию ансамбль видит в знакомстве русских слушателей с европейской духовной и светской вокально-инструментальной музыкой XIV–XVII веков, при этом используются исключительно аутентичные инструменты (сакбут, кулисная труба, а также цинк, шалмей, бомбарда, дульциан и другие).
Московский камерный ансамбль «Солисты барокко» – один из немногих российских коллективов, исполняющих музыку XVII–XIX столетий в исторически достоверной манере. На протяжении многих лет ансамбль занимается исследовательской деятельностью, собирая в библиотеках и архивах музыкальные произведения австрийских, итальянских, немецких, французских и русских композиторов, которые позволяют по-новому взглянуть на европейскую музыкальную культуру XVII – начала XIX века. Основатель и художественный руководитель ансамбля Андрей Спиридонов окончил в 1981 году Московскую консерваторию по двум специальностям – как виолончелист и композитор.
В фестивале примут участие также замечательные хоровые коллективы –Академический Большой хор – «Мастера хорового пения» под управлением народного артиста России, профессора Льва Конторовича. В концертах фестиваля участвуют солисты Московского театра Новая опера имени Е.В. Колобова: Ольга Ионова, Олег Шагоцкий, Ярослав Абаимов и Анджей Белецкий.
Художественный руководитель фестиваля — Леонид Розов («Оперный Дом»).