Живописное собрание Музеев Московского Кремля, несмотря на сравнительную немногочисленность входящих в его состав произведений, представляет значительную историко-культурную ценность, так как непосредственно связано с жизнью Кремля на протяжении более чем трех столетий его истории. 

Хронологические границы собрания простираются от позднего средневековья до советской эпохи. Широту его жанрового диапазона демонстрируют происходящие из кремлевских храмов, монастырей и царских теремов произведения религиозной живописи, портреты иерархов Русской православной церкви. В фондах музея с ними соседствуют жанровые сцены, натюрморты и пейзажи кисти западноевропейских мастеров, пополнившие собрание в советский период. В это же время коллекция картин обогатилась батальными композициями работы немецкого художника-балаталиста Альбрехта Адама, отобразившего эпизоды отступления наполеоновской армии из России в 1812 году. Интересную часть собрания составляют картины исторического содержания. В произведениях Н.Е. Сверчкова "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году" 1864 г. и "Выезд царя Ивана Васильевича Грозного на богомолье" 1875 г. воссозданы картины торжественных церемоний, принятых при дворе московских государей XVI-XVII веков. Облик не сохранившихся до настоящего времени уголков Кремля запечатлен в пейзажах, вышедших в начале XIX в. из мастерской прославленного русского художника Ф.Я. Алексеева. Среди изображений Кремля этого времени высокими художественными качествами отличаются произведения начала XIX в. М.Н. Воробьева "Вид на Кремль со стороны Москворецкого моста" и А.К. Айвазовского "Пожар Москвы 1812 года" и "Панорама Кремля с Храмом Христа Спасителя", созданные в память о победе, в Отечественной войне 1812 г. 

Ценным памятником русской монументальной живописи середины XIX века является выполненная по заказу императора Александра II художником А.Ф. Моллером серия из шести крупноформатных полотен, прославляющая деяния Святого князя Александра Невского для Большого Кремлевского дворца, в Александровский зал которого она вернулась после его воссоздания в 1999 году. 

Ядро живописного собрания составляют парадные репрезентативные портреты российских самодержцев, олицетворявших историю становления национальной государственности. Самыми редкими и ценными в этом ряду монарших изображений являются "Конный портрет царя Алексея Михайловича", написанный во второй половине XVII в. и прижизненный "Портрет Петра I", выполненный в 1716 г. находившимся на русской службе немецким живописцем Иоганном Годфридом Таннауером. В данном разделе живописного собрания музеев, пополнявшегося благодаря поступлениям картин из Императорского Эрмитажа, с исчерпывающей полнотой представлена магистральная линия развития и придворного бытования монаршего репрезентативного портрета в русской культуре XVII - начала ХХ веков. Среди сохранившихся в музее до настоящего времени династических серий, входивших в экспозиционный ансамбль Оружейной палаты в императорский период отечественной истории, выделяются портреты царственных особ, написанные специально для музея по распоряжению главноначальствующего экспедицией кремлевского строения князя Н.Б. Юсупова. Особой идеологической значимостью обладает не имеющая аналогов в других музейных собраниях и уникальная по персональному составу генеалогическая серия изображений представителей двух династий - Рюриковичей и Романовых. В середине ХIХ века по повелению императора Николая I она была помещена в основание купола Коронного зала Оружейной палаты, уподоблявшегося "Храму Славы" Российской монархии.  

Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку "Живопись в Музеях Московского Кремля".

 

Здесь вы можете ознакомиться с нашими коллекциями online

 
вверх