Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». — М: Азбука, 2023 —352 с., обложка. — 1000 экз. — ISBN 978-5-88678-407-7
Издание приурочено к одноименной выставке в Музеях Московского Кремля и посвящено истории легенд, окружавших памятники Оружейной палаты на протяжении столетий и наиболее ярко проявившихся в эпоху романтизма в первой половине XIX века. В нем представлены более ста тридцати произведений, – государственные регалии, оружие и доспехи, конское убранство, предметы графики и живописи, а также художественные изделия из серебра – из собраний многих российских музеев.
Каталог предваряют две вступительные статьи. Первая знакомит читателя с особенностями романтизма как общеевропейского явления рубежа XVIII–XIX веков и рассказывает о его влиянии на русскую культуру. В ней также говорится о том, как особенности романтического мышления повлияли на становление профессиональной исторической науки и отразились на изучении памятников Оружейной палаты. Вторая статья посвящена истории формирования легенды о Мономаховых дарах, согласно которой Шапка Мономаха и некоторые другие древние царские регалии появились при русском дворе в XII веке как дары византийского императора Константина IX Мономаха великому князю Киевскому Владимиру Мономаху. Особое внимание в статье уделено творчеству А.Ф. Малиновского – одного из первых авторов исторических описаний Оружейной палаты.
Патриотический подъем, охвативший русское общество во время Отечественной войны 1812 года, а также романтические настроения, которые получили распространение при дворе императора Николая I и в интеллектуальной среде, способствовали бурному росту в России интереса к отечественной истории, в том числе древнейшей, сочетаясь при этом с искренним увлечением историей западноевропейского Средневековья. Под влиянием этих умонастроений началось изучение произведений Оружейной палаты – императорского музея, хранившего главные памятники национальной истории. Исследователи тех лет зачастую безосновательно связывали многие его экспонаты с героями русской старины, тем самым создавая легенды.