История Благовещенского собора и хранившихся в нем художественных ценностей неотделима от истории Кремля и кремлевского музея в целом. Чтобы понять события военного времени, нужно вспомнить события музейной жизни предшествующего периода.
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. были уничтожены все монастыри и целый ряд храмов Московского Кремля. После этого Секретариат Центрального Исполнительного Комитета СССР постановил создать комиссию из специалистов для «установления объектов, подлежащих сохранению, как памятников исторического и художественного значения» и определения мер по устранению повреждений живописи и ремонту зданий. Согласно протоколу от 13 сентября 1934 г. было признано необходимым сохранение трех наиболее значимых памятников Кремля – Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов. Был разработан план реставрации этих памятников, работа должна была начаться в 1935 г. и полностью закончиться в 1939 г.
Но в 1936 г. были уволены почти все сотрудники отдела памятников Кремля, финансирование реставрации оказалось минимальным, специалистов не было, поэтому работа приостановилась.
Весной 1938 г. Оружейная палата с соборами была переведена в ведение Управления Комендатуры Московского Кремля. Состояние неотапливаемых кремлевских соборов, похожих на складские помещения, было очень тяжелым, что зависело от крайне малого финансирования, отсутствия необходимых рабочих рук и квалифицированных специалистов. В 1938 г. в Музее не было ни одного научного сотрудника, лишь четыре экскурсовода, не имевших специального образования. В том же году в соборах и других помещениях был проведен сквозной просмотр икон «с точки зрения музейной ценности». Эта работа была поручена заведующей отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Н.Е. Деминой и сотруднице Оружейной палаты Е.Г. Любимовой. Ими была выявлена утрата более 2200 предметов, числившихся в описях 1920-х гг. и не обнаруженных в 1938 г. Предполагалось, что не обнаруженные иконы частично сожжены, частично утрачены. Кроме того, Демина и Любимова составили огромные списки икон, тканей и предметов церковной утвари, подлежащих передаче в другие музеи и различные учреждения.
Списки не обнаруженных икон, исключенных из музейного собрания, а также переданных в другие учреждения, составлялись без указания их исторической принадлежности тем или иным кремлевским храмам. Вычислить из этого списка иконы Благовещенского собора практически невозможно. В те годы в Благовещенском соборе, так же как и в остальных кремлевских храмах, кроме исторически принадлежавшим им икон и церковной утвари, находились многочисленные предметы из иных церквей.
К началу 1939 г. вся музейная деятельность была свернута, от научного коллектива осталось только два экскурсовода, была закрыта и реставрационная мастерская. Директором Оружейной палаты, в ведении которой находились также соборы и другие сохранившиеся кремлевские памятники, был назначен военный техник Николай Никитич Захаров. Он имел техническое, а не гуманитарно-историческое образование, но был заинтересованным, честным, разумным и ответственным человеком, вникал во все сложные вопросы музейной жизни и делал все, от него зависящее, для спасения музея. Он руководил музеем в тяжелые годы Великой Отечественной войны, восстанавливал соборы и экспозиции Оружейной палаты в послевоенный период.
Директор Николай Никитич Захаров и сотрудник музея Николай Васильевич Гордеев находились в эвакуации в Свердловске с экспонатами Оружейной палаты, но приезжали в командировки в Москву для проверки и учета оставшихся в Кремле произведений. В 1943–1945 гг. при осмотре Архангельского и Благовещенского соборов они ставили профилактические наклейки на иконы, находившиеся в наиболее тяжелом состоянии сохранности. Предпринятые ими экстренные меры предотвратили осыпь красочного слоя на многих иконах.
Работа музея, при минимальном штате сотрудников в пять – шесть человек, не прекращалась. В первые годы войны главной задачей было сохранение оставшихся в Кремле памятников. При этом пытались наметить план устройства электрического освещения соборов, но осуществить его тогда не удалось.
В 1943 г. началось составление многотомной печатной описи музейных коллекций. Иконы Благовещенского собора вошли в первую книгу соборов. В те годы квалифицированных специалистов в музее не было, опись составлялась спешно. Иконы описывались кратко, их названия нередко были условными, не соответствующими иконографии, поскольку большинство икон находилось под слоем поздней записи и загрязненной потемневшей олифы. Датировки икон в основном брались из описей 1922 и 1924 гг. Главная ценность Описи 1943–1945 гг. состояла в том, что все имевшиеся тогда в наличии иконы были включены в общий список и получили инвентарные номера. Но в эту Опись, составленную по соборным комплексам, вошли и другие иконы, исторически не принадлежавшие данному собору, поскольку, как уже отмечалось, все кремлевские храмы служили складскими помещениями.
Особенностью Описи 1943–1945 гг. была указанная в ней «категория ценности» икон. Но поскольку почти все иконы находились под поздними грубыми записями, скрывавшими первоначальную живопись, а составители Описи не были квалифицированными специалистами, способными понять художественную и историческую ценность описываемых предметов, большинство икон получило II-ю или III-ю «категорию ценности». Многие иконы были определены как «не музейные», что предполагало их ликвидацию. К счастью, в военные и первые послевоенные годы этого сделать не успели и несколько «не музейных» икон сохранилось. Они были раскрыты в последующие десятилетия и оказались выдающимися произведениями. Среди них «Богоматерь Умиление» последней четверти XIV в., прекрасной сохранности, и «Богоматерь Владимирская», почитаемая икона-список конца XV – начала XVI в., на которой в древности был сплошной золотой оклад с драгоценными камнями и жемчугом. В 1946–1948 гг. в Благовещенском соборе было проведено электрическое освещение и отопление, появилась возможность более эффективно составлять планы по экспозиции музея.
В 1954 г. после реставрации 1946–1950 гг. Благовещенский собор был открыт для посещения. С 1 по 10 января его посетили 47 069 человек! (Для сравнения: тогда же открытый Успенский посетило 37 128, Оружейную палату – 64 823).
Каким же увидели бывший царский храм советские экскурсанты? Самым главным его экспонатом, художественно и исторически особо ценным, был выдающийся комплекс древних икон в красивой конструкции иконостаса 1895 г., сложившийся в период с середины XVI в. до первой половины XVIII столетия, с иконами Деисусного чина конца XIV в., относимыми к творчеству Феофана Грека, и Праздничного ряда начала XV столетия, приписываемого Андрею Рублеву и Прохору с Городца. Иконы обоих этих рядов были раскрыты еще в 1918–1919 гг. и являлись основным «художественным объектом» музея. Иконы других рядов иконостаса были реставрированы лишь частично, на них были сделаны пробные раскрытия, но большинство икон оставались еще под записями. Несмотря на утрату окладов, исчезновение многих лампад и подсвечников, стоявшими перед иконостасом, в целом этот комплекс давал довольно полное представление о его прежнем облике.
Бережно сохраненные небольшой группой музейных работников в период Отечественной войны 1941–1945 гг. древние иконы Благовещенского собора ныне входят в золотой фонд памятников древнерусской живописи Музеев Московского Кремля, открытый для всех россиян и зарубежных гостей.научный сотрудник отдела
научного каталога
Музеев Московского Кремля
с