Тамилла Николаевна Кошлякова принадлежит к первому поколению реставраторов Музеев Московского Кремля, где она проработала около сорока лет. Начинала она в качестве реставратора по тканям еще в Русском музее в своем родном городе Ленинграде, закончив в 1953 году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (сейчас Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). Старшие классы школы пришлось заканчивать одновременно с получением специальности художника по тканям. Закончить школу помешала война. Тамила Николаевна с семьей оставалась в блокадном Ленинграде. Погибли самые родные люди мама и брат. Осенью 1942 года семнадцатилетняя Тамилла Николаевна ушла на фронт добровольцем. Работала экспедитором, доставляла продукты на военные склады. В 18 лет приняла присягу. Стала шофером и наводчиком зенитной установки. Принимала участие в боевых действиях.
В 1963 году Тамилла Николаевна переезжает в Москву, поступает на работу в Музеи Московского Кремля. Ей довелось участвовать в становлении реставрационных мастерских. Обучаться самой и воспитывать следующее поколение реставраторов тканей не только нашего музея, но и реставраторов других музеев страны.
В самом начале своей работы Тамилла Николаевна принимала участие в работе по реставрации тканей из захоронений в Архангельском соборе. Она была первым реставратором в музеях Кремля, начавшим работу с археологическими тканями. Возглавила работу группы реставраторов, в которую входили Н.Ф. Сотцкова (Иванова) и М.Г. Бакланова. Тамилла Николаевна работала с рубахами царя Федора Ивановича, царевича Ивана Ивановича и Скопина-Шуйского. А так же схимой царя Ивана Грозного. Изучение архивов и работа в библиотеке, консультации с учеными позволили Тамилле Николаевне сделать реконструкции почти полностью утраченных одежд. Ветхие и сильно разрушенные ткани требовали особого подхода при очистке и консервации, выработки нового научного подхода к реставрации археологического текстиля.
С археологической реставрацией по сложности и кропотливости сопоставима работа с руинированными знаменами. Первым в реставрационной практике Музеев Кремля тканевым экспонатом, который исследовали в рентгеновских лучах, стала историческая реликвия русского государства XVII в. – знамя Оружейной палаты, работу над которым вела Тамилла Николаевна. За годы работы в Музеях Кремля Тамилла Николаевна работала с огромным количеством музейных предметов. Это церковные облачения, предметы убранства храмов, экспонаты Конюшенной казны. Одна из последних работ – вышитая карта Российской империи. Эти памятники украшают экспозицию музея и многочисленные выставки в нашей стране и за рубежом. С 1979 года Тамилла Николаевна – эксперт, с 1983 года член Государственной аттестационной комиссии. Ею опубликованы статьи по реставрации текстильных памятников.
В коллективе сектора реставрации тканей о Тамилле Николаевне сохраняется память как об удивительно добром, отзывчивом, мудром и справедливом человеке, всегда готовым поддержать словом и делом.
Светлана Моисеева,
Татьяна Ващенко,
реставраторы сектора тканей
отдела научной реставрации Музея