20.11.2021 – 08.05.2022
Музей Виктории и Альберта, Лондон
- Организатор:
-
Музей Виктории и Альберта, Лондон
-
- Участники:
-
Государственный музей-заповедник «Павловск», Санкт-Петербург; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; Королевская коллекция, Великобритания; Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана Российской академии наук, Москва; Музеи Московского Кремля; Музей Виктории и Альберта, Лондон; Музей Фаберже, Санкт-Петербург; Парижский музей декоративного искусства; Художественный музей Кливленда; Хьюстонский музей естественных наук; частные собрания
-
Проект посвящен творчеству великого российского ювелира Карла Фаберже (1846–1920) – Поставщика двора его императорского величества и придворного ювелира.
На выставке представлено двести пятьдесят произведений из государственных и частных коллекций.
В фокусе проекта – международные контакты знаменитой российской фирмы. Важнейший раздел экспозиции посвящен деятельности ее лондонского филиала, не столь хорошо известной широкой публике; особое внимание уделено клиентуре Карла Густавовича из высшего эдвардианского общества. Зрители смогут ознакомиться с историей прославленного предприятия, с широким спектром ее продукции – от уникальных предметов из категории objets de fantaisie до ювелирных украшений, портсигаров и драгоценной галантереи.
Центральные экспонаты – это роскошные императорские яйца. Настоящим открытием для зрителей будет считавшееся многие годы утраченным золотое пасхальное яйцо 1887 года с сюрпризом в виде дамских часов, подаренное императором Александром III супруге – императрице Марии Федоровне. Оно появлялось еще на аукционе в Нью-Йорке в 1964 году, но не было опознано и опять исчезло до 2011 года, когда его случайно на антикварном рынке приобрел торговец старинным металлом. Специалисты фирмы Wartski атрибутировали его как третье императорское пасхальное яйцо, которое вновь заняло свое место в блистательном ряду пасхальных шедевров.
Зрители получат редкостную возможность увидеть еще один пасхальный шедевр, прежде недоступный для обозрения, – яйцо «Павлин», подаренное вдовствующей императрице Марии Федоровне сыном императором Николаем II на Пасху 1908 года. Выточенное из горного хрусталя с гравированным рисунком рокайлей, оно содержит внутри удивительный сюрприз – покрытого эмалью павлина, которого можно завести ключиком. Птица-автомат приходит в движение – горделиво шагает, раскрывая веером золотой с эмалью хвост. Не менее ценными являются уникальные камнерезные скульптуры. Самые интересные из них – это поликаменные «фигуры-портреты» реальных людей, например, камер-казака императрицы Марии Федоровны А. Кудинова из Музея-заповедника «Павловск». Фигурка второго камер-казака, конфискованная в 1917 году, была впоследствии вывезена из большевистской России и приобретена американским коллекционером. При разборе родственниками чердака его дома фигурка была обнаружена и продана на аукционе в Нью-Йорке в 2013 году.
На выставке можно увидеть «каменный зоопарк» Фаберже, включая портреты домашних любимцев членов английской королевской семьи, например, вырезанного из агата норфолкского терьера Цезаря – верного друга короля Эдуарда VII.
Устроители выставки не обошли вниманием такой изысканный жанр, как флоральные этюды. Золотой, покрытый эмалью цветок «Анютины глазки», вставленный в вазочку из горного хрусталя, выточенную столь искусно, что она кажется наполненной водой, предоставлен Музеями Московского Кремля. Он был подарен императором Николаем II супруге – императрице Александре Федоровне к десятилетию их свадьбы. При нажатии на кнопку в центре стебля лепестки цветка открываются, и становятся видны миниатюрные портреты царских детей. Музеи Московского Кремля экспонируют на выставке своеобразный символ кремлевской коллекции Фаберже – пасхальное яйцо «Московский Кремль» (1904–1906) с музыкальным механизмом внутри, исполняющим мелодию Херувимской песни, пасхальное яйцо «Александровский дворец» (1908) с портретами царских детей и сюрпризом – копией Александровского дворца в Царском селе и, наконец, пасхальное яйцо «Трехсотлетие дома Романовых» (1913), декорированное акварельными портретами царствовавших представителей династии. В группу экспонатов также входят молитвослов в драгоценной оправе, подаренный императором Николаем II императрице Александре Федоровне в день их священного коронования и изысканный портсигар, покрытый синей гильоше-эмалью с портретом наследника российского престола, единственного сына последней царской четы цесаревича Алексея Николаевича.