25.10.2006 - 14.01.2007
Италия, Генуя, музей Палаццо Дукале
- Организаторы:
- Музей Палаццо Дукале, Генуя, Италия
Выставка посвящена развитию эстетики в России первой половины ХХ века. Цель выставки - посредством произведений искусства: картин, скульптур, фотографий, сценических декораций и авторских рукописей, показать разностороннюю творческую деятельность знаменитых художников, писателей, театральных художников-декораторов.
Раздел выставки, связанный с историей зарождения нового направления в искусстве - авангарда, открывают работы известных художников этого жанра: Ларионова, Гончаровой, Татлина, Поповой, Родченко и Малевича. Здесь же представлены и работы художников-традиционалистов, таких как Кустодиев, Коровин и многих других.
Многогранный литературный мир воссоздают мемориальные вещи: портреты, книги и рукописи выдающихся писателей и поэтов того времени - Блока, Белого, Каменского, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой.
Завершает экспозицию раздел выставки, посвященный истории развития театра, в основном, русскому балету Дягилева и художникам, работавшим над театральными декорациями и костюмами: Баксту, Серову, Коровину, Бенуа, Экстеру и др.
Музеи Московского Кремля экспонируют на выставке один из шедевров знаменитой ювелирной фирмы Карла Фаберже - яйцо «Военное» с миниатюрой на мольберте. Яйцо было выполнено мастером Г.Вигстремом в 1916 году во время первой мировой войны и посвящено награждению императора Николая II орденом Св.Георгия IV степени. Стальное яйцо украшено золотой императорской короной и накладными изображениями герба Российской империи, святого Георгия Победоносца, датой "1916" и монограммой императрицы Александры Федоровны. Подставка выполнена в виде четырех снарядов, укрепленных на постаменте из нефрита. Знаки ордена представлены наверху сюрприза - мольберта в виде вензеля императрицы Александры Федоровны. На нем же укреплена миниатюрная картина на пластине из слоновой кости, изображающая Николая II и цесаревича Алексея на боевых позициях. Яйцо отличается от других девяти пасхальных подарков, хранящихся в Оружейной палате, строгостью и сдержанностью. Памятник является одним из тех произведений, которые наиболее полно передают дух и настроение своего времени. Хмурый день, серое небо, скромные шинели царя и наследника на акварельной миниатюре художника В.Зуева прекрасно отражают тяжелую атмосферу военных лет России.