16.09.2005 - 12.01.2006
США, Нью-Йорк, Музей Гуггенхайма
- Организаторы:
- Музей современного русского искусства в Миннеаполисе, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей и другие.
Экспозиция выставки "Россия" в Музее Соломона Р.Гуггенхайма в Нью-Йорке приурочена к 60-летию ООН. Она представляет шесть основных периодов истории российского искусства: русскую иконопись тринадцатого-шестнадцатого веков; восемнадцатый век, или эпоху Петра I и Екатерины II, "золотой век" и передвижников девятнадцатого столетия, авангард начала двадцатого столетия, искусство социалистического реализма конца 30-х - 60-х гг., и современное искусство.
Музеи Московского Кремля представляют на выставке подлинный шедевр древнерусского искусства - икону "Богоматерь Владимирская" с евангельскими праздниками и святителями на полях", которая относится к числу самых драгоценных повторений древнего чудотворного образа. Она с большой точностью повторяет размеры прототипа, воспроизводит в живописи его золотой, с изображением евангельских праздников в сложных обрамлениях оклад, сделанный в начале XV в., и изображение "Етимасии" ("Престола Уготованного") на оборотной стороне.
Икона была написана в Москве по заказу главы русской Церкви митрополита Варлаама около 1514 г. (но не позднее 1518 г). Варлаам, которого современники признавали "мужем святой жизни", сам был иконописцем и о его работах по поновлению древних икон упоминают летописи. Из-за конфликта с великим князем он ушел с митрополичьего престола и окончил свою жизнь в изгнании. Возможно, из-за этого, надпись на недошедшем до нас окладе иконы сохранила имя другого заказчика - митрополита Симона, его предшественника.
Икона написана в традиции живописи великого русского иконописца конца XV в - Дионисия. Ее отличают преобладание светлых, прозрачных цветов, особая тонкость красочных слоев в написании ликов, неуловимые градации оттенков в образной характеристике как главных изображений, так и миниатюрных на полях. Благодаря выбору лазоревого, светло-голубого тона для фона средника и клейм, все изображение предстает окруженным тахим сиянием небесного света.
Художник не просто повторяет прославленную древнюю икону, но создает образ, отражающий ее глубокое почитание своими современниками.
Будучи своеобразной "местоблюстительницей" чудотворной иконы "Богоматери Владимирской", икона школы Дионисия ныне занимает ее место в Успенском соборе Кремля - в киоте слева от Царских врат.