15.06.2012 - 26.08.2012
Успенская звонница Московского Кремля
- Организаторы:
- Музеи Московского Кремля, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Северный форпост Московского княжества, Кирилло-Белозерский монастырь был основан в XIV веке святым Кириллом, одним из последователей великого подвижника Сергия Радонежского. В 1497 году главный храм обители Успенский собор, находившийся под особым покровительством великого князя Ивана III, был украшен высоким четырехъярусным иконостасом. По сравнению с предшествовавшими памятниками, это классический русский иконостас, наиболее полно воплотивший в себе главную идею - связь земного и небесного мира через молитву святых. Знаменательно, что кирилловский иконостас представляет собой самый обширный из дошедших до нас ансамблей, включающий в себя шестьдесят икон, и, самый полный по количеству икон сохранившихся, утрачены лишь две.
Удивительной особенностью кирилловского иконостаса стало участие в его создании художников, работавших в традициях московской, ростовской и новгородской школ иконописания. Не только в стилистике, но и в технических приемах они были очень разные. Однако уровень их мастерства был таков, что, работая бок о бок, они создали поразительно целостный и яркий ансамбль. К сожалению история не донесла до нас имена этих мастеров, художественный стиль которых не находит себе прямых аналогий в живописи известных школ того времени и отмечен невиданной ранее красотой ликов и рафинированной чистотой цвета и рисунка.
История жизни и открытия кирилловского иконостаса столь же уникальна, как и его живопись. В XVIII веке древний ансамбль был разобран. После революции часть икон вывезли в Москву и Петроград. Со временем об их происхождении забыли, и лишь благодаря подвижническому труду реставратора и исследователя О.В. Лелековой, связавшей свою жизнь с Кирилло-Белозерским монастырем, стал известен полный состав этого уникального памятника.
В настоящее время, в силу сложившихся исторических обстоятельств, часть икон из Кирилло-Белозерского иконостаса хранятся в разных музеях страны: Государственной Третьяковской галерее, Музее древнерусского искусства имени А.Рублева, Русском музее в Санкт-Петербурге и непосредственно в самом Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Выставка впервые демонстрирует кирилловский иконостас как цельный монументальный ансамбль. Ничего подобного этому грандиозному ансамблю не выставлялось ни в национальных, ни в региональных музеях России. Осуществить такую выставку стало возможно только благодаря общему желанию всех четырех музеев, хранящих кирилловские иконы.
Велико значение кирилловского иконостаса и в истории отечественной реставрации. Открытия, полученные в ходе его исследования, обогатили и расширили представления о древнерусском искусстве, сделали их более глубокими, точными, достоверными, подняли на невиданный ранее уровень реставрационную науку. Поэтому в экспозиции особое место отведено демонстрации фотосъемки, сделанной в процессе реставрации, позволяющей зрителю погрузиться в созерцание собственно художественной ткани произведений иконописи.
Выставка является значимым событием в культурной жизни Москвы и надолго останется в памяти тех, кому посчастливится ее посетить.
Икона "О тебе радуется…"
Около 1497 г.
Дерево, темпера.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Иконография "О Тебе радуется…" возникла в русском искусстве в конце XV века. В основе иконографии лежит текст песнопения в честь Богородицы, автором которого считается Иоанн Дамаскин (VIII век). В песнопении Богоматерь уподобляется церкви и раю, поскольку рожденный Ею Младенец - Спаситель мира. В соответствии с текстом песнопения центральную и верхнюю части иконы заполняет белый круг с изображениями изящных деревьев - образ райской обители. Ее средоточием является храм с голубыми сводами и куполами, на фоне которого на троне с высокой полукруглой спинкой восседает Богоматерь с Младенцем. У подножия престола представлен преподобный Иоанн Дамаскин с развернутым свитком в руках. Внизу представлен "по чинам святости" молящийся Христу и Богоматери людской род: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, цари и жены.
Икона "Спас в силах"
Около 1497; оклад - 1542–1543 гг.
Дерево, темпера.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Иконография "Спас в силах" основана на текстах видений ветхозаветных пророков Исайи, Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова. Иисус Христос представлен сидящим на престоле, утвержденном на фоне "cлавы" в виде наложенных друг на друга сине-зеленого овала и двух огненнокрасных ромбов. Спаситель благословляет, левой рукой придерживая раскрытое Евангелие. "Слава" заполнена изображениями небесных сил, бесплотных существ, служащих Богу и славящих Его. Слева и справа от Христа написаны шестикрылые серафимы, а также престолы - крылатые кольца-колеса, наполненные «очами», несущие Его подножие. В углах внешнего ромба "славы" - символы евангелистов. Оклад серебряный, позолоченный, басменный, выполнен в 1542-1543 годах.
Икона "Архангел Гавриил"
Около 1497 г.
Дерево, темпера.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Архангел Гавриил с мерилом и зерцалом в руках изображен в повороте. Его царственные одежды и атрибуты повторяют парную икону архангела Михаила. Сходны наклоны голов архангелов в сторону средника чина - иконы "Спас в силах" - и перекинутые через правую руку, свисающие концы лора. Отличает икону архангела Гавриила более мягкое колористическое решение, в котором сопоставлены теплый зеленый оттенок далматики и коричневато-сиреневый цвет плаща. Более крупный, по сравнению с иконой архангела Михаила, рисунок орнамента на оплечье, каймах и лоре, включающий грубоватые по рисунку розетки, является результатом поновления этой части иконы в XVII веке.
Икона "Архангел Михаил"
Около 1497 г.
Дерево, темпера.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Архангел Михаил представлен в рост, в повороте вправо, со склоненной головой. В его правой руке мерило, в левой - прозрачное зерцало, в центре которого начертана монограмма имени Христа. Архангел облачен в синюю далматику и киноварный, с золотым орнаментом плащ, завязанный на груди узлом. У архангела темно-зеленые крылья. Он стоит на высоком зеленом поземе со звездчатыми "травами", на ногах - киноварные с золотом сапожки. Архангел Михаил (имя архангела в переводе с древнееврейского означает "кто как Бог") считается главой небесного воинства - архистратигом ангельских сил, бесплотных существ, созданных Богом для посредничества между миром небесным и земным. Он почитается как враг сатаны, низвергший его с небес, и "водитель душ" умерших на пути из земного мира в мир небесный. В деисусных чинах и сходных по смыслу композициях архангел Михаил вместе с архангелом Гавриилом, представляющими весь ангельский "лик", изображаются с глубокой древности.
Иоанн Предтеча
Около 1497 г.
Дерево, темпера.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Иоанн Предтеча представлен в рост, слегка согнувшимся. Правая рука пророка поднята в жесте именословного благословения, в левой руке он держит развернутый свиток. На свитке начертаны слова Евангелия из проповеди Иоанна в пустыне о грядущем Царствии Небесном и необходимости покаяния в ожидании Страшного суда. Иоанн облачен в голубовато-синюю милоть и охристый плащ-гиматий, обут в легкие сандалии. Его облик подчеркнуто аскетичен. Иоанн Предтеча - последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Нового Завета. В иерархии святых образ Иоанна Предтечи помещается сразу после образа Богоматери. Накануне крещения Христа Иоанн проповедовал Царствие Небесное в Иудейской пустыне и крестил народ в воде Иордана в покаяние. Он предрекал явление Христа, говоря, что Идущий за ним сильнее его и что "Он будет крестить Духом Святым и огнем".
Икона "Апостол Петр"
Около 1497 г.
Дерево, темпера.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Апостол Петр изображен в повороте вправо. Он облачен в темно-синий хитон и золотисто-желтый, с зеленоватым оттенком гиматий, один конец которого опоясывает фигуру, другой - свисает с левого плеча четырьмя жесткими складками и, частично скрывая кисть левой руки апостола, широкой складкой уходит за его фигуру. Ладонь правой руки Петра раскрыта в молитвенном жесте, левой рукой он держит ключ на длинном красном шнуре и веерообразный свиток с текстом: ОТВЩА/БЪ/ПЕТР/И/РЕ/ЧЕ/ТЫ/ЕСI/ХС/СНЪ/БГЫ/ЖЫВА/ГО. Апостол стоит на темно-зеленом поземе, украшенном "травами".
Икона "Апостол Павел"
Около 1497 г.
Дерево, темпера.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Апостол Павел изображен в повороте влево. Он облачен в синий хитон и коричнево-вишневый гиматий, полностью окутывающий фигуру. В его руках закрытое Евангелие с киноварным обрезом, украшенное по золоту "камнями" и "жемчугом". Апостол стоит на темно-зеленом поземе с "травами". На кирилловской иконе, верховные апостолы Петр и Павел, избранные Господом как самые ревностные защитники и проповедники Слова Божия, несомого ими к непросвещенным, представлены с главными атрибутами их учительства и свидетельства славы Спасителя - со свитком Писания (у Петра) и Евангелием (у Павла). Павел делает широкий шаг, что еще более акцентирует мотив движения фигуры к Спасителю. Край гиматия, перекинутый через правую руку апостола, спадает спереди тремя изысканными складками.
Икона "Святитель Василий Великий"
Около 1497 г.
Дерево, темпера.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Святитель Василий Великий изображен в рост, в повороте вправо, слегка склонившимся вперед. Он облачен в зеленоватый подризник, белую фелонь с красно-коричневыми крестами, бледно-зеленоватый омофор с черными крестами и золотом; на правом боку - палица с синей кистью. Голова святителя с большими залысинами; волосы темные, борода длинная, клинообразная. В левой руке он держит Евангелие с киноварным обрезом и золотой крышкой, правой рукой указывая на него. Святитель стоит на темно-зеленом двухцветном поземе с "травами". Вселенский святитель, один из самых авторитетных Отцов Церкви, Василий Великий (IV век) известен как богослов и проповедник, оставивший после себя большой корпус богословских и назидательных сочинений. Он был создателем одного из двух основных чинопоследований литургии, использующегося в богослужении православной церкви преимущественно во время Великого поста.
Икона "Святитель Иоанн Златоуст"
Около 1497 г.
Дерево, темпера.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Святитель Иоанн Златоуст изображен в рост, в повороте влево, со склоненной головой. Он облачен в белый саккос с черными крестами и полосами. На святителе светло-бирюзовый омофор. Волосы темно-коричневые, борода округлая, короткая. Святитель обеими руками поддерживает на уровне груди Евангелие с киноварным обрезом и золотой крышкой. Он стоит на зеленом поземе с "травами". Вселенский святитель Иоанн Златоуст, как и Василий Великий, был одним из самых авторитетных Отцов Церкви (IV век). На Руси были известны его красноречивые проповеди, обладавшие высокой силой разъяснения и убеждения. Иоанн Златоуст был творцом Божественной литургии, чинопоследование которой наиболее часто используется в богослужении православной церкви.
Благовещение
Около 1497 г.
Дерево, темпера.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Благовещение изображено на фоне двух высоких палат и колонны между ними. Архангел Гавриил стремительно приближается к Марии, сидящей на престоле. Она представлена со слегка склоненной к нему головой. Через ладонь её правой руки, согнутой перед грудью, к придерживаемому левой рукой веретену с пряжей протянута киноварная нить. С небес к лону Марии нисходит луч. Иконография Благовещения основана на текстах Евангелия от Луки и апокрифического Протоевангелия Иакова. Согласно евангельскому тексту, архангел Гавриил был послан к Марии в галилейский город Назарет. Апокриф уточняет, что Мария в числе семи дев была призвана священниками Иерусалимского храма прясть нити для храмовой завесы. Получив пурпур, Мария возвратилась в свой дом, где Ей явился архангел с "благой вестью".
Икона "Воскрешение Лазаря"
Около 1497 г.
Дерево, темпера.
Государственный Русский музей.
Сюжет и композиция иконы основаны на тексте Евангелия от Иоанна - единственного, повествующего о воскрешении Христом умершего Лазаря из Вифании. На иконе представлен тот момент чуда, когда по повелению Иисуса "вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами; и многие из иудеев видевших, что сотворил Христос, уверовали в Него". Иконография восходит к византийской схеме палеологовского времени с большим числом апостолов и иудеев, припавшими к ногам Христа Марфой и Марией, слугами, поднимающими плиту гроба и развязывающими погребальные пелены Лазаря. Однако эта схема существенно трансформирована: группа иудеев представлена слева за Христом, заняв традиционное место апостолов, тогда как сами апостолы изображены в центре, развернувшимися к Учителю и образовавшими вместе с Ним единый композиционный центр. Переосмысление сцены привело к существенным изменениям в ее символическом содержании. Повернувшись спиной к воскрешенному Лазарю, апостолы не следуют за Христом, но обращены к Нему, образуя группу единомышленников, духовно "прозревших" настолько, что им незачем видеть чудо глазами.
Икона "Преображение"
Около 1497 г.
Дерево, темпера.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
В верхней части иконы на фоне круглой "славы" изображен Иисус Христос. По сторонам Спасителя стоят склоненные к Нему пророки Илия в зеленом гиматии (слева) и Моисей в вишнево-коричневом гиматии (справа) со скрижалями в левой руке. Ниже, на фоне скалистых горок, представлены упавшие ниц апостолы - свидетели Преображения: Петр, Иоанн и Иаков. О Преображении Господнем повествуется в трех Евангелиях: от Матфея, от Марка и от Луки. Согласно евангельскому тексту, Христос, взяв трех ближайших учеников (Петра, Иоанна и Иакова), поднялся с ними на гору и, оставив учеников, начал молиться. Во время молитвы Спаситель преобразился: "…просияло лице Его, одежды же Его сделались белыми, как свет" и явились ветхозаветные пророки Илия и Моисей, беседовавшие с Ним. Внезапно светлое облако осенило апостолов, и они услышали исходящий из него глас Бога Отца, свидетельствующего о Сыне: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Испугавшись, апостолы "пали на лица свои". Изображения этого события известны с раннехристианского времени.
Икона "Сошествие Святого Духа"
Около 1497 г.
Дерево, темпера.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
На иконе на фоне двух палат представлены двенадцать апостолов, восседающих на полукруглой скамье с высокой спинкой, со свитками в руках. В центре - Петр и Павел, на скамье, у нижнего края иконы, - Фома и Филипп. На апостолов из сегмента неба нисходят двенадцать лучей. В нижней части композиции на фоне черного арочного проема изображена аллегория Космоса, Вселенной, - фигура старца в красных одеждах с перекрещенным на груди лором. В руках он держит красный плат с двенадцатью свитками. Основой сюжета служит рассказ из начальных глав Деяний апостолов. На пятидесятый день после Пасхи все апостолы собрались в Сионской горнице. Внезапно раздался шум, и на каждого из них снизошел огненный язык. Так они, по обетованию Учителя, исполнились Святого Духа и обрели способность говорить на языках всего мира. Иконографическая схема с сидящими полукругом апостолами сложилась в византийском искусстве в IX-X веках. Начиная с XIV века, в арке вместо группы фигур, символизировавших разные народы, появляется изображение старца в царских одеждах и венце, со свитками на плате.
Генеральный партнер проекта