16.02.2002 - 10.04.2002
Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля
- Организаторы:
- Федеральное государственное учреждение "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Стекло - один из самых древних материалов изобретенных человеком, которое сопровождает нас в течение пяти тысячелетий. Однако, столь древнее, оно все же не может наскучить - каждое поколение открывает для себя что-то новое в этом удивительном материале. Очарование стекла, его абсолютная рукотворность, сопричастность таланту его автора делают художественное стекло одним из самых любимых видов искусства.
Стекло прошло долгий путь: от непонятного льдистого сгустка, обнаруженного финикийскими купцами на месте их остывшего костра на берегу содового озера, до сложной химической субстанции, бесценной для промышленности и науки. Однако, произнося название этого материала, мы прежде всего представляем себе изысканный бокал, тонкие стенки которого украшены нарядным и прихотливым узором, или эффектную вазу, поражающую совершенством формы.
История стекла - это история бесконечных экспериментов, приобретение новых знаний и навыков или возрождение утраченных.
Изначально стекло, вырабатывавшееся в Древнем Египте и Финикии, имело мало общего с привычным сейчас материалом. Древние цивилизации делали стекло преимущественно тяжелое, смальтовое. До нашего времени дошли лишь единичные памятники, выполненные с использованием метода свободного выдувания, большинство же представляет собой формованные изделия.
Античная Греция и Древний Рим знали уже стекло прозрачное, бесцветное, легко поддающееся рукам мастера - тонкостенные небольшие сосуды, украшенные сдержанным стеклянным же декором.
В VI веке н.э. Великое переселение народов, уничтожив процветающую культуру Европы, унесло с собой и европейское стеклоделие. Хранителем многовековых традиций стеклоделия стал Восток. Среди арабских стран совершенством своего искусства особенно выделялись стеклодувы Сирии. Их изысканные работы экспортировались не только во многие страны Азии, но и в Европу.
Возрождение европейского стеклоделия началось в XIII веке на островах Венецианской лагуны. Озабоченные сохранением монополии, приносившей колоссальные барыши, отцы города изолировали производство и мастеров на острове Мурано. Это объяснялось как стремлением обезопасить город от пожаров, которыми чревато стеклоделие, так и возможностью контролировать специалистов. Венеция в течение XV-XVI столетий была единственным лидером на европейском рынке.
Венецианское стекло в высшей мере заслуживало восхищения, которое испытывали к нему современники и продолжают испытывать потомки. Безупречно чистое, тонкое, прозрачное оно поражало разнообразием форм и многочисленностью виртуозных способов его украшения: лепные букеты или фантастические животные, деликатная роспись цветными эмалями, знаменитая «венецианская нить» (филигрань), впаянная в толщу стенок и ритмичной сеткой или спиралью оплетающая корпус сосуда, изящные сюрпризы.
Однако хранить секрет вечно оказалось невозможным. В XVI столетии все большее число стран Европы начинает собственное стекольное производство: Голландия, Фландрия, Германия, и, разумеется, Богемия. Первоначально стеклоделы этих стран лишь подражают знаменитым итальянцам, копируя их формы и систему декора. Но вскоре они начинают разрабатывать собственные рецепты и собственные художественные схемы.
Признанным лидером производства становится Богемия. На этой небольшой территории в Восточной Европе появляются мануфактуры, выполняющие стекло, серьезно отличающееся от венецианского. Тончайшие стенки, хрупкие детали сменяются лаконичностью форм и массивностью. Более твердое богемское стекло требует новых способов украшения. Толстостенные и отшлифованные сосуды покрывает богатая глубокая резьба, подобная резьбе по натуральному камню. Эстафету подхватывают германские области, прежде всего Саксония и Силезия. Великолепные кубки силезских мастеров вызывали не меньшее количество подражаний, чем работы их учителей.
Русское стеклоделие развивалось под сильнейшим влиянием европейского. Его история в течение долгого времени была историей неудач. Монголо-татарское иго не дало Руси развить этот великолепный вид искусства. Попытки возродить его проводились с середины XVI века, однако успеха не имели. Жизнеспособным оказался лишь казенный, государственный, завод, основанный по желанию царя Алексея Михайловича в селе Измайлово в 1668 году.
Измайловский завод приглашал необходимых мастеров из-за рубежа, которые не только сами выполняли работы, но и воспитали целую плеяду русских стеклоделов. На заводе работали выходцы из Богемии, германских земель, из Белоруссии и Украины. Ассортимент предприятия был чрезвычайно богат: от аптекарской посуды до нарядных репрезентативных изделий, предметов роскоши - паникадил (люстр), кубков, шандалов и т.д.
Довольно длительное время Измайловский завод был практически единственным отечественным производством, более или менее удовлетворявшим потребность в стеклянных изделиях. В 1710 году к нему присоединяются два завода в устье реки Невы, на отвоеванных в ходе Северной войны шведских территориях и шведами же основанные. Завод в селе Ямбург постепенно становится основным изготовителем стекла в России, однако, работа над некоторыми наиболее репрезентативными произведениями, по-прежнему, поручается измайловским мастерам. Небольшой завод в соседствовавшем с Ямбургом селе Жабино, несмотря на свои значительно более скромные размеры, много времени отдавал экспериментаторской деятельности: разработке более прогрессивных технологий изготовления вещей, рецептам цветного стекла.
В 1730-м году Ямбургский и Жабинский заводы были слиты воедино в Императорский стекольный завод, сначала находившийся в Петербурге, а затем вынесенный из-за своей огнеопасности за его пределы. С этим предприятием связана слава русского стеклоделия. В XVIII веке отечественные мастера достигли настоящего совершенства в изготовлении эффектных изделий, украшенных пышным гравированным или резным декором. Императорский завод практически не пускал свои работы в продажу - он обеспечивал предметами роскоши императорский двор и высшую аристократию. Имея прекрасные возможности проводить дорогостоящие исследования, мастера завода выпускали стекло прекрасного качества, способное успешно конкурировать с самыми знаменитыми предприятиями Европы.
Восемнадцатый век положил начало частному русскому стеклоделию. В этот период появляются первые приватные заводы, занявшие в XIX столетии лидирующее положение на отечественном рынке: предприятия Немчиновых, Бахметева и, разумеется, Мальцовых, создавших настоящую стекольную империю.
Во второй половине XVIII века в Англии было впервые сварено стекло с добавками свинца, так на свет появился хрусталь - тяжелый, плотный и удивительно яркий, преломлявший свет подобно бриллианту. Хрусталь входит в моду и постепенно вытесняет утонченное и изысканное гравированное стекло. Но если хрусталь являлся репрезентативным стеклом, предназначенным для торжественных событий, то стекло богатейшей цветовой гаммы, от густо фиолетового до лимонно-желтого, было непременным атрибутом быта. Изящные изделия, расписанные золотом и серебром, украшенные тончайшей серебряной фольгой или легкой резьбой, обладают особым обаянием и дают ощущение уюта.
Новаторами стеклоделия конца XIX века становятся художники северо-восточной области Франции - Лотарингии. Центр локализовался в городе Нанси, где работают три интереснейших предприятия Европы - заводы Эмиля Галле, братьев Даум и Баккара. Разработанный Э.Галле стиль и техника травления многослойного стекла произвели настоящий фурор и вызвали волну подражаний, в том числе и в России. Но наряду с новым стилем «модерн», мастерами всего мира сохранялись и традиции предшествовавших эпох. Текущие или нарочито простые формы модерна сосуществуют с моделями разных времен - античности, барокко, классицизма. Художники по прежнему сохраняют верность цветным эмалям, элегантной гравировке, эффектному гранению.
Ставшее за пять тысячелетий привычным, стекло, по-прежнему, таинственно. Его рождение всегда впечатляюще. Скромная на вид шихта, плавясь, превращается в озеро жидкого огня. Оранжево-алый сгусток на трубке стеклодува, направляемый умелой рукой, движется, живет, изменяется. Наконец, остыв, он приобретает прозрачность, свет и чистоту льдинки, огненный цвет рубина, глубокое мерцание аметиста, живую зелень хризолита. Стекло податливо - рука художника может превратить его в бокал, чашу или статуэтку. Стекло хрупко - но оно стойко сопротивляется нежелательным воздействиям: его режет лишь алмаз и лишь плавиковая кислота может заставить его раствориться. Оно дает богатейшую почву для фантазии и новых открытий. Древнее - оно всегда дает возможность к появлению нового. Стекло незаменимо и прекрасно, в течение многих веков сохраняет уважение и любовь к себе.