Манто
Шерсть, шифон.
Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1967 г.
Это яркое, горчично-желтого цвета шерстяное манто с подкладкой из черного шифона - дань уважения фовистам, чьи картины так восхищали Пуаре. Оно напоминает также цветовые пятна в изображениях, раскрашенных по трафарету, которые Пуаре заказал Полю Ирибу и Жоржу Лепапу в 1908 и 1911 годах. Манто скомпоновано из двух отдельных прямоугольных частей, наложенных друг на друга. Покрой в виде кимоно и скрепляющий полы плоский бант, напоминающий оби, обнаруживают сильное восточное влияние. Перекрещивающиеся на груди полы создают ощущение асимметричности модели.
Это манто носила американка, светская дама Эмили Гризби. Говорили, что она "одевалась с безупречным вкусом и что какой бы моде она ни следовала, ее индивидуальный стиль воспринимался как последнее достижение в искусстве создания костюма".
Вечернее платье
На белой шелковой ленте корсажа печатная марка фирмы: А.Г. Гиндусъ СПБ Моховая 45.
Шифон белого и голубого цветов, крепдешин белого цвета, мех с длинным ворсом черного цвета, серебряное кружево, металлическая нить, металл, золочение, бисер, стеклярус, стразы, вышивка.
Поступило в 1941 году из Государственного музея этнографии, до 1917 года находилось в Ново-Михайловском дворце в Петербурге. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Это вечернее платье из белого шифона с короткими рукавами покроя кимоно имеет мягкий лиф, в шелковую подкладку которого вставлены косточки. Прямая распашная юбка слегка собрана по линии талии, длинный пояс из голубого шифона украшен на концах бахромой из бисера и стекляруса. Подол платья и низ рукавов, выполненные из шифона интенсивного голубого цвета, украшены эффектной вышивкой золотым, черным и белым стеклярусом и бисером с включением металлических золоченых плашек и стразов и длинноворсовым мехом черного цвета. В узоре вышивки - стилизованный растительный орнамент. Платье было выполнено в мастерской Анны Григорьевны Гиндус, размещавшейся в центре Петербурга на Моховой улице. Эта мастерская в 1910-х годах была популярна в среде аристократии и интеллигенции Петербурга. А.Г. Гиндус на протяжении всего творческого пути была тесно связана с известной парижской фирмой "Пакен", в которой она некоторое время обучалась.
Летнее платье
На белой шелковой ленте корсажа черным шелком выткано: Paul Poiret a Paris, слева - цветок розы.
Крепдешин и атлас желтого цвета, бархат черного цвета, машинная вышивка тамбурным швом белым и черным шелком.
Приобретено экспертно закупочной комиссией Государственного Эрмитажа в 1971 году; происходит из коллекции В.В. Карахан. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Платье с закрытым мягким лифом, имеющим небольшой напуск, и рукава ми–кимоно застегивается по спинке на крючки и кнопки. На нижнем шелковом лифе пришиты косточки, внутренний корсаж выполнен из плотной ткани. Прямая юбка незначительно собрана по линии талии. На лифе и по подолу платье декорировано машинной вышивкой белым и черным шелком тамбурным швом узором «ромашки». По круглому вырезу горловины и низу рукавов - окантовка из черного бархата; из такого же бархата выполнен пояс с бантом спереди. Вера Владимировна Карахан (в девичестве Джанеева) - в 1910-х годах актриса московских драматических театров, впоследствии - супруга советского дипломата Л. Карахана.
Вечернее платье
На белой шелковой ленте корсажа черным шелком выткано: Paul Poiret a Paris, слева - цветок розы. Справа - печатная, надпись золотом - Decembre 1913.
Бархат кремового цвета, шелк, шелковый тюль белого цвета, серебряная нить, серебряное кружево, галун, полихромный стеклярус, бисер, искусственный жемчуг, цветы из шелка.
Приобретено экспертно-закупочной комиссией Государственного Эрмитажа в 1971 году; происходит из коллекции В.В. Карахан. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Это вечернее платье с большим декольте выполнено из шелкового бархата кремового цвета и белого тюля. К лифу без рукавов, на лямках из драпированного тюля прикреплен драпированный из такого же тюля шарф. Линия талии платья завышена, что характерно для костюма этого периода, развивавшегося под влиянием эпохи классицизма. В связи с отказом Пуаре в 1906 году от корсета, платье имеет внутренний корсаж из плотной ткани, способствующий формированию фигуры. Туника, выполненная из трех слоев шелкового тюля, густо собрана по линии талии. По низу туники платье декорировано вышивкой полихромным бисером, стеклярусом и искусственным жемчугом узором в виде широкой орнаментальной полосы. На юбке по центру до разреза вышиты декоративные пуговицы и петли с кистями. На лифе и по подолу пришито серебряное кружево. Пояс выполнен из серебряного галуна и украшен гирляндой из шелковых цветов.
Дневное платье "Кирпич"
Камвольная ткань в крапинку, тесьма из искусственного шелка.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
У этого платья силуэт, доминировавший в женской моде 1920-х годов. Прямой крой, отсутствие вытачек на груди скрывают формы женского тела. Хотя двумя годами ранее Пуаре публично критиковал мальчишескую внешность, плоскогрудые и угловатые фигуры а ля гарсон. Его творения середины 1920-х годов следовали этому направлению в моде. Пуаре оживил сдержанность этого довольно скромного платья из камвольной ткани, добавив к нему золотные кисточки и полосатую тесьму из искусственного шелка. Несмотря на быстрое развитие производства искусственных волокон в начале XX века, кутюрье уровня Пуаре, как правило, сохраняли приверженность дорогим натуральным материалам, поэтому использование отделки из искусственного шелка в данном платье представляется необычным.
Концертное платье
Без ярлыка.
Атлас и шелковый креп черного цвета, парча золотная, атлас коричневого и желтого цветов.
Дар Общества истории костюма.
Музей Гальера - Парижский городской музей моды.
Это платье в качестве концертного носила певица мадам Жорж Вашингтон Стефенс.
Чрезвычайно эффектное, живописное сопоставление цветовых пятен (акценты желтого и золотые блестки на черном фоне) в декоре этой модели напоминает об очень тесных связях Пуаре с художественными течениями его времени.
Вечерняя шапочка
Ленты ярких цветов из эпонжа, золотной и серебряной парчи, плиссированного тюля цвета слоновой кости.
Приобретено муниципалитетом Парижа.
Париж, Музей Гальера - Парижский городской музей моды.
Эта шапочка в славянском стиле, украшенная широкой розеткой над ухом, происходит из гардероба Денизы Пуаре.
Туфли "Розы"
Андре Перуджа для Поля Пуаре; дизайн и вышивка - ателье "Мартина".
Марка отпечатана золотой краской на стельке черного цвета: Perugia / BREVETE S.G.D.G./ 21, AVENUE NOTRE-DAME NICE.
Шелк и шелковый бархат черного цвета, вышивка синелью.
Приобретено муниципалитетом Парижа.
Музей Гальера - Парижский городской музей моды.
Эта пара туфель в стиле эпохи правления Карла X, сшитая по дизайну ателье "Мартина", происходит из гардероба Денизы Пуаре. Андре Перуджа родился в Тоскане в 1893 году, он был сыном итальянского сапожника, обосновавшегося в Ницце в начале XX века. В 1913 году отцовская лавка перешла в его руки, и он решил расширить деятельность предприятия, представив покупателям свои собственные модели.
Поль Пуаре, приехавший в Ниццу на встречу со своими клиентами, заинтересовался работой Андре Перуджи, оценив оригинальность его моделей. В то время он как раз искал обувщика, который мог бы в очень сжатые сроки изготовить туфли для его новой коллекции. Перуджа был единственным мастером, принявшим этот вызов. Пуаре советовал Перудже перебраться в Париж, но война задержала осуществление этих планов. Только в 1921 году модели Перуджи, которому предстояло стать одним из величайших обувщиков, были предложены вниманию парижских модниц в салонах Пуаре в доме № 26 на авеню д'Антен. Перуджа начал получать множество заказов и в 1922 году открыл свой собственный магазин в доме № 11 на улице Фобур Сент-Оноре в Париже.
Манто со съемным капюшоном
Шерстяное сукно каштанового цвета, бархат синего и черного цветов, кисточки из металлической нити, шелк желтого цвета.
Дар семьи Гайа де Векер.
Музей Гальера - Парижский городской музей моды.
Сияние желтой подкладки, украшенной карманом с мелкими сборками, выдает авторство великого колориста, каковым являлся Поль Пуаре. Тонкое сочетание темно-синего и черного бархата с сукном каштанового цвета, а также контраст между строгостью шерстяного сукна и блеском металлических кисточек, свидетельствуют о пристрастии модельера к использованию позументов.
Оригинальность кроя определяется в данном случае наличием съемного капюшона, который спереди имеет продолжение в виде двух длинных полотнищ и мысом спадает на спину.
Летнее платье
Без ярлыка.
Льняное полотно коричневато-серого цвета, нити красного, зеленого, голубого, желтого, розового и белого цветов.
Приобретено муниципалитетом Парижа.
Музей Гальера - Парижский городской музей моды.
Это платье происходит из ныне разрозненного гардероба Денизы Пуаре - супруги и незаменимой манекенщицы модельера. Оно в полной мере отражает твердое намерение Пуаре "раскрепостить" женский силуэт, тогда еще слишком часто стесненный корсетом (эта тенденция присутствует в его моделях с 1906 года). Скроенное из ткани, по виду довольно неброской, данное платье представляет особый интерес, поскольку по своему крою оно совершенно идентично выходному платью 1911 года "Лавальер" (Lavallière), выполненному из сукна и расшитому жемчугом. Обращает на себя внимание широкий, заложенный складками пояс, декорированный рядом пуговиц. Такое же платье имелось и в гардеробе Денизы Пуаре - она надевала его в июне 1910 года на премьеру балета "Шехерезада", представленного Дягилевым в Париже (таким образом, кутюрье варьировал одну и ту же модель в двух версиях - выходной и будничной).
В данном случае Пуаре удачно использовал скатерть, привезенную им из России в 1911 году, а именно - геометрические мотивы ее бордюра. Известны два других предмета одежды, которые выкроены из скатертей, привезенных из России, и которые носила Дениза Пуаре - куртка, выполненная около 1920 года, и платье "Онфлёр" (Honfleur) 1921 года; они хранятся в Музее Гальера. Подобное использование вещей не по их прямому назначению - еще один пример новаторства модельера, творчество которого в 1910-е годы достигло своего полного расцвета.
Вечернее платье
На талии пришит ярлык белого цвета, на котором черными нитями вытканы цветок розы и надпись: PAUL POIRET / a Paris.
Хлопчатобумажная золотная ткань камчатой выработки коричневого и зеленого цветов, шелковый креп и муслин зеленого цвета, бусины.
Дар графини Рено де Ла Фрежольер в память о мадам Комб Сен-Макари.
Музей Гальера - Парижский городской музей моды.
Это платье принадлежало мадам Комб Сен-Макари, парижской моднице, чей богатый гардероб хранится ныне в Музее Гальера. Он насчитывает в общей сложности около двухсот тридцати предметов, относящихся, главным образом, к 1910–1920-м годам.
Мадам Комб Сен-Макари носила платья прямого силуэта от Поля Пуаре с начала 1910-х годов, доказательством чего могут служить два платья, хранящиеся в собрании Музея Гальера. К этой же эпохе относятся три вечерних головных убора, два из которых экспонируются на выставке (кат. № 70, 71).
Ряд документов свидетельствует о том, что эта клиентка делала у Пуаре весьма значительные покупки. Так, 1 июня 1915 года Дом Пуаре отправил мадам Комб письмо, прилагавшееся к составленному 11 января того же года перечню счетов на сумму в 6 035 франков (кат. № 108). Двадцать первого июня в другом письме констатируется, что клиентке предстоит внести задаток в сумме 2 000 франков (кат. № 109).
Помимо вечернего платья, представленного в экспозиции, некоторые другие модели свидетельствуют о том, что эта клиентка сохраняла верность модельеру и после войны.
Экспонируемое на выставке платье, спереди укороченное, а сзади удлиненное за счет небольшого, довольно характерного шлейфа, вдохновлено, несомненно, силуэтом костюмов эпохи Директории, к которому Пуаре обнаруживал приверженность с давних пор.
Платье для сцены
На боковом шве юбки пришит ярлык белого цвета, на котором черными нитями вытканы цветок розы и надпись: PAUL POIRET / a Paris.
Узорный атлас турецкого производства, серебряное ламе, розовый жемчуг, металлические нити, мех.
Дар мадемуазель Мадлен Лост.
Музей Гальера - Парижский городской музей моды.
Пристрастие Поля Пуаре к празднествам было обусловлено его долговременным (начиная с 1910 года) сотрудничеством с парижскими театрами. Это платье носила Марта Давелли в роли Гризельды в опере Массне "Гризельда", поставленной в театре Опера-комик в 1923 году. В феврале 1923 года журнал "Фемина" (Femina) писал: «Вот “Гризельда” и м-ль Давелли, в Опере, двойной дебют, удачный во всех отношениях. Музыка Массне нашла в лице м-ль Давелли тонкого и чуткого интерпретатора». В декабре того же года Марта Давелли исполняла в театре Буфф Паризьен роль Люсетты де Верней в музыкальной комедии Мориса Ивена "Дама в декольте". Четыре сценических костюма Марты Давелли с ярлыками Поля Пуаре хранятся в Музее Гальера, три из них (в средневековом стиле) были созданы для спектакля "Гризельда". Мода 1920-х годов черпала мотивы из многих источников: египетских, африканских, греческих, славянских, китайских, японских, индийских, персидских. Сценическое платье Марты Давелли сшито из роскошной ткани, на которой в изображениях божеств, сидящих в тени дерева, угадываются отголоски искусства Юго-Восточной Азии. Влияние проходившей в Марселе в 1922 году Колониальной выставки, на которой можно было увидеть частичную реконструкцию храма Ангкор Ват, сказывается в данном случае в расположении декора в виде дополняющих друг друга полос.
Дневное платье "Флейта" (La Flûte)
Шелковый атлас.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Андрогинный тип внешности доминировал в женской моде 1920-х годов. В платье Пуаре "Флейта" лиф скроен таким образом, что контуры груди и бедер скрадываются. Заниженная линия талии искусно подчеркивается специальными акцентами по центру переда и спинки. Четко очерченный вырез и разрезы на обшлагах свидетельствуют о том, что в моделях Пуаре было продумано все до мельчайших деталей. Тяжелый переливающийся атлас контрастирующих черного и белого цветов привлекает внимание к самому наряду, в то время как удлиненный лиф создает идеальную поверхность для изысканной аппликации, выполненной с использованием золотной тесьмы.
Футляр с флаконами для духов "Откуда ты?"
Футляр - кожа, позолоченный металл; флаконы - выдувное стекло, литое стекло, бумага.
Международный музей парфюмерии, Грас, Франция.
Зеркало "Духи Розины"
Международный музей парфюмерии, Грас, Франция.
Веер с рекламой "Духов Розины"
Международный музей парфюмерии, Грас, Франция.
Афиша - реклама духов "Магараджа"
Цветная печать на бумаге. Международный музей парфюмерии, Грас, Франция