07.05.2002 - 28.07.2002

Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля

Организаторы:
Выставка организована Сергиево-Посадским государственным историко-художественным музеем-заповедником и Государственным историко-культурным музеем-заповедником "Московский Кремль", при участии Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии. 

01# Свято-Троицкая Сергиева ЛавраЗнаменитый Троице-Сергиев монастырь (Лавра - с 1744 г.) занимает особое место в истории, культуре и духовной жизни России. Вся его многовековая история освещена религиозно-нравственным подвигом величайшего святого Древней Руси - преподобного Сергия Радонежского (1314-1392), с именем которого связывается духовное возрождение русского народа. Высокий моральный авторитет троицкого первоигумена, несомненно, способствовал превращению скромной обители в главный монастырь Русского государства.

Московские великие князья, а затем цари всемерно содействовали укреплению и росту его влияния. Они делали сюда богатые вклады, часто посещали монастырь, не начинали ни одного важного дела, не побывав "у Троицы". Многие памятные события русской истории связаны с этим монастырем: Куликовская битва 1380 г., феодальная война московских князей середины XV в., освободительная борьба против польско-литовских интервентов в начале XVII в., события петровского времени и др.

С самого начала своего существования Троице-Сергиев монастырь стал средоточием напряженной духовной жизни, зримыми свидетельствами которой являются сложившиеся здесь коллекции первоклассных произведений православного искусства, составляющие гордость не только отечественной культуры, но и мировой. Эти коллекции складывались из работ собственных троицких мастеров, произведений, выполненных по заказу монастыря, но главным образом из поступавших сюда вкладов.

Среди многочисленных вкладчиков (представители более 600 древних русских княжеских, боярских и дворянских родов, духовные лица, торговые и служилые люди и т.п.) в особую группу по праву можно выделить русских государей: московских великих князей, царей, императоров и императриц, - вклады которых прослеживаются на протяжении шести столетий, начиная с XIV в. Вложенные ими разнообразные художественные произведения специально выполнялись для Троице-Сергиева монастыря.

По древним обычаям чаще всего вклады давались на "помин души" умерших родственников, за пострижение в монастырь и за погребение на его территории. Московские великие князья и цари нередко отмечали вкладами важные события государственной жизни: восшествие на престол, рождение наследников, одержанные над врагом победы.Богатство и драгоценность вкладов рассматривались и как важное для того времени проявление религиозного благочестия. Наиболее распространенным видом вкладов служили моленные иконы, разнообразные произведения художественного шитья, драгоценной церковной и светской утвари.

Особый смысл выставке придают священные реликвии, связанные с именами преподобных Сергия и Никона Радонежских, предоставленные Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой и Церковно-археологическим кабинетом Московской Духовной Академии. Внешне очень скромные, они дороги как святыни, позволяющие в определенной мере постичь духовно-нравственный мир первых святых Троицкой обители.

Примечательно само устройство этой выставки в стенах древнего Московского Кремля, являвшегося некогда средоточием лучших художественных сил страны. Именно отсюда, из Успенского собора, начинались троицкие походы русских государей. Здесь, в мастерских Золотой и Серебряной палат, в светлицах великих княгинь и цариц, задумывалась и была выполнена для прославленного Троицкого монастыря большая часть экспонируемых на выставке произведений. Вместе с аналогичными памятниками Музея-заповедника "Московский Кремль" они свидетельствуют о своеобразии и богатстве очень цельного пласта русской художественной культуры и о роли русских государей как покровителей православного искусства.

Текст подготовлен по материалам аннотации Т.Н.Манушиной

 
вверх