12.04.2014 - 27.07.2014

Выставочный зал Успенской звонницы,
Одностолпная палата Патриаршего дворца Московского Кремля

Организаторы:
Музеи Московского Кремля, генеральный партнер – Индийско-российский ювелирный фонд
Участники:
Музей Виктории и Альберта, Британcкий музей и Национальная портретная галерея в Лондоне, Музей Барбье-Мюллер в Женеве, собрание Аль-Сабах в Кувейт, собрание Халили в Лондоне, собрание Фарбер в Женеве, Cartier, Chaumet, Van Cleef & Arpels, Bhagat, Gem Palace, FD Gallery, Siegelson, Amrapali Jewels и другие частные собрания.

Тюрбан-коронаВпервые на выставке в Музеях Московского Кремля собрано воедино и представлено около трехсот произведений ювелирного искусства, выполненных лучшими индийскими и европейскими мастерами и находящихся сегодня  во многих музейных и частных собраниях Европы, Азии и Америки. Великолепные творения индийских мастеров XVI–XX столетий демонстрируют разнообразие и самобытность ювелирных традиций Индии.

Наиболее яркий след в истории ювелирного искусства оставил изысканный и утонченный стиль, сложившийся в империи Великих Моголов. Важное место на выставке занимают памятники XVI-XVII веков – периода расцвета империи. При этом центром экспозиции являются великолепные украшения XIX – начала ХХ века – свидетельство высочайшего мастерства индийских ювелиров и виртуозного развития ими наследия великой эпохи.

Среди блистательных экспонатов особого внимания заслуживает целый ряд уникальных произведений. Символом власти является роскошный головной убор конца XIX века  из собрания Халили в Лондоне, относящийся к редкому типу тюрбанов-корон высших сановников Непала.

 Украшенная изумительными эмалями золотая  колба кальяна из этого же собрания — уникальное произведение, созданное в придворных мастерских раджпутских правителей Удайпура в XVIII веке. Подлинное сокровище Великих Моголов – представленная на выставке великолепная шпинель  с шестью владельческими надписями правителей, известная как «Рубин Тимура» из собрания Аль-Сабаха в Кувейте. Шедевром виртуозной работы индийских ювелиров является уникальное алмазное ожерелье XVII века из  коллекции Сергея Фрадкова в Женеве. 

Однако в Индии, несмотря на огромное влияние могольского стиля, всегда продолжали существовать и другие великие ювелирные традиции. Ярким образцом одной из них являются чрезвычайно эффектные драгоценности Южной Индии, которые никогда ранее не демонстрировались в России и составляют  особый раздел выставки.

Форма и элементы декора южноиндийских произведений глубоко символичны. Наиболее загадочны серьги XIX века   в виде абстрактных геометрических форм из собрания музея Барбье-Мюллера,  которые носят в  растянутой мочке уха. Истинным шедевром ювелирного мастерства является ожерелье-реликварий XIX века  из того же собрания. Его массивные золотые детали выполнены в Тамилнаде из листового золота в технике высокорельефной чеканки.

История взаимного влияния Европы и Индии в области ювелирного искусства – еще одна важнейшая тема новой экспозиции. Разработанный в 1920-х годах  ведущими европейскими ювелирными домами «индийский» стиль в течение ХХ столетия не раз оказывался в центре внимания лучших дизайнеров, а его популярность в обществе порождала все новые и новые интерпретации.

С начала 1900-х годов индийская тема прочно завладела вниманием французских ювелиров. Законодателем моды в этом новом направлении стал ювелирный дом Cartier.  Впоследствии длительные и плодотворные контакты с представителями индийской элиты установили и другие ведущие фирмы, в том числе Chaumet, Mauboussin, Van Cleef & Arpels. Их сотрудничество было очень многоплановым, и это наглядно отражают  прекрасные экспонаты выставки.

В Индии грациозный павлин является символом радости, красоты и гордости. Пример европейской интерпретации этого образа – брошь-эгрет  из частного собрания  в виде изящной птицы с эффектным подвижно закрепленным хвостом, созданная фирмой Mellerio в 1905 году.

Внимание посетителей привлекают яркие произведения, выполненные в стиле  tutti frutti, родоначальником которого  выступила фирма Cartier. Выразительное колье с резными индийскими рубинами  из собрания Siegelson, являющееся квинтэссенцией стиля ар деко, создано  ювелирным домом Van Cleef & Arpels в 1929 году.

Роскошные украшения, представленные в экспозиции, сопровождаются эскизами, а также живописными миниатюрами и фотографиями, запечатлевшими индийских правителей различных исторических эпох.  

Произведения XXI века представляют новую страницу легендарной ювелирной истории Индии. Ярким воплощением творческого развития ювелирного наследия страны  и высочайшего уровня владения сложнейшими техниками и в то же время отражением длительного взаимодействия культур является выразительная группа авторских работ двух великих индийских современных ювелиров — Мунну Касливаля и Вирена Багата. Организаторы выставки глубоко сожалеют о внезапной кончине в 2012 году  Мунну Касливаля и посвящают этот проект его памяти.

Выставка, объединившая великолепные произведения, которые были созданы на протяжении пяти столетий, открывает посетителям  новые грани ювелирного искусства Индии и Европы и является заметным событием в культурной жизни столицы.

СПОНСОРЫ

Генеральный партнер:

Индийско-российский ювелирный фонд

 

Спонсоры проекта:

 Лого ВнешэкономбанкаАК Лого Статойл

 

ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ МУЗЕЯ

Выставочный зал Успенской звонницы, Одностолпная палата Патриаршего дворца Московского Кремля Выставочный зал Успенской звонницы Одностолпная палата Патриаршего дворца

 
вверх