21.04.2003 - 04.06.2003
Парадный вестибюль Оружейной палаты
- Организаторы:
- Федеральное государственное учреждение "Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль"
Выставка в Парадном вестибюле Оружейной палаты представляет уникальное богатство нашей страны, происхождение которого связано с современным Калининградским краем. Более 60 произведений из пяти музеев Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда раскрывают историю создания изделий из балтийского "солнечного" камня, их бытование в XVI - XVIII веках, рассказывают о сохранении и развитии традиций добычи и обработки янтаря на рубеже XX-XXI века.
Янтарь – один из самых древних и любимых драгоценных камней. Почти десять тысяч лет – возраст резной подвески, наиболее раннего из известных ювелирных украшений из янтаря эпохи мезолита.
Расцвет янтарного искусства в Европе приходится на конец XVI – середину XVIII столетия. Разнообразные художественные изделия из этого материала создают на территории Северной Германии, Польши, Прибалтики.
В моде был янтарь самых разных оттенков, нередко в сочетании с деталями из дерева и оправой из ценных металлов. Мастера формировали крупные изделия из отдельных орнаментированных пластин или объемных фрагментов, которые склеивались или нанизывались на металлический штифт. Подобные произведения имелись в сокровищницах европейских монархов, ставших основой известных музеев, в том числе Оружейной палаты и Государственного Эрмитажа.
К числу наиболее распространенных в XVII столетии произведений из янтаря, предназначенных для оформления парадного интерьера, относятся подсвечники для одной свечи. Представленные на выставке две пары из фондов Музеев Московского Кремля – редкие образцы, отличающиеся изяществом формы и изысканным декором. Они составлены из прозрачных точеных деталей темного янтаря с декором в виде листьев аканта, витых долов и корзиночек. Из смолы золотисто-красного и желто-медового оттенков изготовлены патриарший посох и Распятие с Предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Вероятно, это Распятие оказалось в царской казне в 1667 году среди прочих дипломатических даров, направленных в Москву королем Яном Казимиром.
Уникальным произведением является янтарный чайник. Он по конструкции сродни старинному самовару или современному термосу. Основа его декоративного решения представляет собой сопоставление разных материалов. Здесь присутствуют пластины из непрозрачного ярко-желтого янтаря с природным рисунком, а также серебряная оправа и крышка с яркими, но лишь частично сохранившимися эмалями. Сочетание янтаря с эмалевым декором на драгоценной оправе – прием, хорошо известный ювелирам, работавшим в XVII веке. Пример тому – четыре рассольника, изящный футляр для ножниц, а также плоская табакерка работы немецких мастеров из собрания кремлевских музеев.
Впервые в стенах Оружейной палаты демонстрируются более сорока экспонатов из трех крупнейших музеев Калининграда: Калининградского музея янтаря, Музея Мирового Океана, Калининградской художественной галереи. Несомненный научный интерес представляют реконструкции изделий из янтаря XVI-XVIII вв., которые хранились до Второй Мировой войны в различных художественных собраниях Кёнигсберга. Наборный ларец с четырьмя вставными шкатулками, пара традиционных подсвечников соседствуют в витрине с выразительной фигурой "Странника". Высококвалифицированная работа по возрождению утраченных памятников была выполнена мастерами "Царскосельской янтарной мастерской".
Долгие годы янтарь использовался как ювелирный камень. Калининградские мастера делали из него зрелищные гарнитуры, броши, колье, кулоны, получившее признание на многих российских и международных выставках. Изысканностью и тонким проникновением в неповторимое своеобразие материала покоряют работы молодой художницы Н. Лапинус. Органичную слитность природной формы янтаря и дизайна оправы автор создает в гарнитуре “Зимушка”.
Сегодня главным направлением в работе с "солнечным" камнем становится резьба, создание объемных форм. В камеях, пластических композициях, кубках, флаконах, шкатулках и других изделиях более полно раскрывается красота янтаря, его своеобразие и богатые пластические возможности.
В экспозицию также включены крупные раритетные куски природного янтаря.