04.09.2024 – 12.01.2025

Государственный объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева


Организатор: 

Музеи Московского Кремля, Государственный объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

Участники:

Музеи Московского Кремля

 

Яйцо пасхальное «300-летие Дома Романовых»

Выставка «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» – шестая в череде блестящих выставочных проектов Музеев Московского Кремля в Музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева и при этом, несомненно, самая грандиозная. В состав экспозиции включены три сотни предметов; в их числе – шедевры знаменитой российской фирмы Карла Фаберже и произведения его современников – поставщиков Высочайшего Двора И. Хлебникова, П. Овчинникова, братьев Грачевых, Ф. Кехли, а также других фирм, фабрик, мастерских и артелей. Центральными экспонатами являются три пасхальных яйца, созданные главным ювелиром фирмы К. Фаберже Генриком Вигстремом по заказу императора Николая II. Они были подарены супруге царя императрице Александре Федоровне на Пасху в 1908, 1913 и 1916 годах. Символы непревзойденного мастерства и созидательной фантазии художников и ювелиров прославленной царской фирмы – пасхальные императорские яйца – отразили события бурной российской истории начала ХХ столетия: трехсотлетие династии Романовых и суровые дни Первой мировой войны. Яйцо с моделью Александровского дворца с миниатюрными акварельными портретами детей Николая II посвящено частной семейной жизни царской четы, которая протекала в Царском Селе.

В предыдущие годы в Музее истории Дальнего Востока уже были показаны два императорских подарка: пасхальное яйцо «Великий Сибирский железный путь» – на выставке «Карта России. Вехи истории» и яйцо «Память Азова» – на выставке «Покорители морей и дары океанов в памятниках Музеев Московского Кремля». Они связаны со славными событиями в истории Приморского края и города Владивостока – прибытием крейсера «Память Азова» с цесаревичем Николаем Александровичем на борту и с закладкой Великого Сибирского железного пути. Ныне зрители смогут ознакомиться сразу с тремя уникальными пасхальными яйцами – вершинами творчества царского ювелира.

Помимо эксклюзивных и заказных произведений, к которым, кроме императорских яиц, относятся подарки гвардии августейшим шефам, печати с гербами членов семьи Романовых, камнерезные изделия Екатеринбургской императорской гранильной фабрики с царскими вензелями, драгоценная церковная утварь для Марфо-Мариинской обители, настоятельницей которой была великая княгиня Елизавета Федоровна, показаны изделия разных видов и жанров для более широкого круга покупателей. Это ювелирные украшения, аксессуары и драгоценная галантерея, столовое серебро, фантазийные художественные произведения, камнерезная пластика. Для их создания использованы сложные, многообразные ювелирные техники: артистическое фигуративное литье, орнаментная чеканка, чернь в виде архитектурных гравюр, эмаль разных видов – живописная, перегородчатая, выемчатая, гильошированная и оконная – прозрачная, как витраж.

На выставке предстанут коронационные предметы, в том числе мундир императора Александра III, положившего начало пасхальной теме в творчестве Карла Фаберже, которому в 1885 году он заказал первый пасхальный подарок для августейшей супруги. Именно в царствование Александра III Карл Густавович получил звание поставщика двора Его Императорского Величества и стал привлекаться к созданию наиболее важных заказов. Свидетельством мировой славы Фаберже является медаль, врученная ему на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

Зрители также увидят образцы костюма эпохи историзма и модерна, составляющие гармоничный аккорд с драгоценностями – бриллиантовыми украшениями, золотыми лорнетками и сумочками, проекты ювелирных изделий фирмы К. Фаберже. Представлены и произведения советских и современных российских мастеров: украшения и их эскизы, камнерезная пластика, серебряная утварь, медали. На их примере зритель сможет убедиться, что великие традиции отечественного ювелирного дела не прерывались и продолжают свое развитие.

 
вверх