19.10.2022–15.01.2023

Государственный исторический музей Южного Урала

Организаторы:

Музеи Московского Кремля

Участники:

Музеи Московского Кремля 

 

КулонВыставка в Государственном историческом музее Южного Урала представляет российское ювелирное искусство от эпохи историзма и модерна до современности, открывая перед зрителем неповторимый мир русских драгоценностей.

Экспозиция включает около 400 экспонатов – дамских и мужских украшений, аксессуаров, проектов произведений, а также костюмов и тканей.

Коллекция русских ювелирных изделий ХIХ–ХХI столетий в собрании Музеев Московского Кремля – одна из самых значительных в нашей стране. Отдельные вещи из нее хорошо известны во всем мире, например украшения, поступившие в собрание в 1990 году из клада, найденного в московском доме на улице Солянке. При этом довольно много предметов будут экспонироваться впервые. Среди них зажигалка в виде миниатюрного самовара из серебра, с тщательно проработанными деталями – от ажурных шейки и конфорки до деревянных резных ручек. Этот маленький шедевр мастера Василия Соловьева недавно пополнил коллекцию Музеев Московского Кремля, как и целый ряд других экспонатов выставки, вроде коробочки из родонита с монограммой царицы Марии Федоровны, созданной мастерами Екатеринбургской императорской гранильной фабрики. И первыми их увидят зрители из Челябинска.

Основой ювелирной коллекции являются произведения знаменитой фирмы поставщика высочайшего двора Карла Фаберже. На некоторых из них стоят клейма мастеров Михаила Перхина и Генрика Вигстрема, возглавлявших петербургскую мастерскую, в которой исполняли заказы августейших особ, например, императорские пасхальные яйца. Помимо этого они изготавливали ювелирные изделия, часы, рамки и коробочки, украшенные прозрачными эмалями по гильошировке. Целый ряд других вещей выполнен в мастерских филиалов предприятия К. Фаберже в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Это работы ведущего бриллиантщика фирмы Августа Хольмстрема, а также создателей предметов из золота и серебра Августа Хольминга, Виктора Аарне, Альфреда Тилемана, Андерса Михельсона, Оскара Пиля и других.

На выставке представлены произведения современников царского поставщика. Среди них – ювелиры семьи Болин, единственные в Российской империи, удостоенные дворянства за качество своих работ и службу царскому двору и Кабинету его императорского величества. «Кабинетские изделия» – драгоценные подарки от имени монархов – изготавливали и фирма Фридриха Кехли, носившая высокое звание поставщика двора императрицы Марии Федоровны, и мастерская Карла Бланка, и петербургская фирма Александра Тилландера. Музейным специалистам удалось атрибутировать произведения некогда столь же известных, но затем забытых мастеров. В силу обстоятельств в тени своих великих современников оказались Андреас Шпигель, учитель основоположника славной династии Густава Фаберже, Иван Чичелев, поставщик итальянского короля Виктора Эммануила и австрийского императора Франца Иосифа II, Карл и Эдуард Шуберты, София Швен, Владимир Фиников, московские, киевские и костромские ювелиры, а также уральские камнерезы. Их изделия можно увидеть на выставке. Экспонируемые образцы уральских и сибирских самоцветов – символов богатства российских недр – как в изделиях, так и в коллекциях камней, поражают широтой палитры, великолепным качеством и мастерством огранки и резьбы.

Современные ювелирные произведения, входящие в состав выставки, выполнены в период с 1970 по 2018 год. Это стилистически разнообразные комплексы украшений, характеризующие развитие ювелирного дела на протяжении пятидесяти лет. Каждая из групп отражает реалии своего времени, эстетические предпочтения авторов из разных регионов, а также развитие традиций и инноваций. В частности, уникальные драгоценные украшения 1970 года Нади Леже, созданные во Франции, позволяют показать супрематическое направление. Произведения из другой тематической коллекции – «Бриллиант в русском авангарде», выполненной в Москве в 1999–2001 годах, демонстрируют художественное переосмысление модернистских течений искусства XX столетия.

Использование нетрадиционных материалов, например титана, новый подход в работе с хорошо известными материалами, такими как горный хрусталь, и философская интерпретация образа свойственны ювелирным предметам новосибирского художника Марка Балдина. Вместе с тем эмалевые украшения московского автора Ильгиза Фазулзянова, тяготеющего к эстетике ар нуво и ар деко, воплощают европейскую традицию.

Заводские эксклюзивные изделия, созданные в Москве, Свердловске (Екатеринбурге) и Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1970-е – 2000-е годы, сохранившиеся только в Музеях Московского Кремля, показывают работу художников и ювелиров с высококачественными отечественными алмазами, добытыми в Якутии, с уральскими изумрудами, а также с природными рубинами, аметистами и кораллами.

Многие художники, работавшие на Свердловском ювелирном заводе, создавали авторские, выставочные украшения. Характерные образцы этих произведений, выполненные известными мастерами уральской школы – Владиславом Храмцовым, Леонидом Устьянцевым, Владимиром Устюжаниным, – представлены вместе с произведениями авторов московской и ленинградской школ, что подчеркивает самобытность каждой из них.

Выставка Музеев Московского Кремля дает яркое представление о прошлом и настоящем русского ювелирного искусства, о разнообразии художественных течений, широте творческих интересов и мастерстве российских ювелиров.

 

 
вверх