24.06.2015 – 12.10.2015
Москва, Государственный Исторический музей
- Организаторы:
- Государственный Исторический музей
- Участники:
- Музеи Московского Кремля
Музеи Московского Кремля принимают участие в выставке в Государственном Историческом музее, организованной в рамках мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного князя Владимира и накануне государственной памятной даты – Дня крещения Руси.
Экспозиция включает многообразие музейных предметов – рукописи, печатные книги, иконы, лубки, гравюры, памятники декоративно-прикладного искусства и мелкой пластики, предметы церковного обихода, археологические ценности.
Памятник, который представляют Музеи Кремля – икона (рельеф) XVI века «Ростовские святые с Николой Чудотворцем и Спасом Еммануилом», относится к произведениям, связанным с таким художественным центром, как Ростов Великий, объединенных общностью иконографии, стиля и приемов резьбы, а также мотивов орнамента.
Пять фигур святых, изображенных на иконе: Авраамий, Никола, Леонтий, Исайя, Игнатий – представлены фронтально, в рост. Авраамий (слева) в монашеских одеждах, со свернутым свитком в левой руке, правая раскрыта перед грудью. Следующие за ним четыре святителя – в крещатых фелонях, из-под которых видны стихари с епитрахилями и палицами; поверх фелоней – крещатые омофоры.
Святители двуперстно благословляют, держа в левой руке закрытые Евангелия. Ростовские святители Леонтий, Исайя и Игнатий в клобуках. Над фигурами святых – полоса обронных надписей, отделяющая верхнюю часть рельефа с изображением Спаса Еммануила, представленного поколенно в медальоне, сидящим и благословляющим двумя руками. Справа и слева два парящих ангела с платами в руках, подобно ангелам из сцен Распятия. Лики и руки Еммануила и ангелов и святых прописаны по левкасу миниатюрным письмом. По сторонам Христа и над изображениями ангелов – обронные надписи. Судя по сохранившимся незначительным фрагментам, одежды святых и ангелов, а также нимбы, надписи и поля были покрыты позолотой.
Композиция рельефа с ясно читаемыми повторяющимися линиями силуэтов отличается симметричностью, уравновешенностью. Изображение ростовских святых вместе с Николаем Чудотворцем под покровительством Спаса Еммануила подчеркивало значение их культа, прославляя древний русский город Ростов Великий.