26.11.2024 – 16.03.2025

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Организатор: 

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Участники:

Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково», Государственный музей Востока, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный музей истории религии, Музеи Московского Кремля, Российская академия художеств

 

Музеи Московского Кремля принимают участие в масштабном выставочном проекте Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство». Собрание прославленного коллекционера нового европейского искусства Сергея Ивановича Щукина не ограничивалось произведениями живописи, современной ему, но включало в себя множество артефактов различных культур и цивилизаций. Это и коллекции египетских, китайских, индийских и арабских древностей, и европейская резная скульптура эпохи барокко, и живопись старых мастеров, и коллекции керамики и фарфора. Выставка познакомит с этой неизвестной ранее широкому зрителю уникальной составляющей щукинского собрания, благодаря масштабным архивным исследованиям впервые за столетие собранного воедино.

Музеи Московского Кремля впервые представляют две аппликативные иконы, некогда украшавшие интерьер особняка Сергея Ивановича Щукина в Знаменском переулке. В 1926 году «шитые картины» «Не рыдай Мене, Мати» и «Бичевание Христа», уже как экспонаты щукинского отделения Государственного музея нового западного искусства, были переданы в Оружейную палату по запросу ее директора Д.Д. Иванова, в те годы неустанно пополнявшего кремлевское собрание.  

    Икона «Не рыдай Мене, Мати»   Икона «Бичевание Христа»

Иконы, ранее входившие в Страстной цикл неизвестного иконостаса, выполнены в технике аппликации по шелковому атласу, получившей распространение в царских мастерских второй половины XVII века. Именно в этот период под руководством кремлевских иконописцев Василия Познанского и Ивана Безмина создавались подобные иконы, плащаницы и знамена, иконография которых тяготела к образцам западноевропейского искусства, в частности, гравюрам из Библии Пискатора.

Наиболее ярким сохранившимся памятником, выполненным в подобной аппликативной технике Василием Познанским, является уникальный иконостас церкви Распятия Большого Кремлевского дворца 1681–1682 годов. Памятники, представленные на выставке, по своим художественным особенностям и технологии сходны с образами дворцового храма, но имена их создателей пока остаются неизвестными, мы можем лишь предполагать их связь со школой царских мастеров.

 
вверх