13.06.2024–10.11.2024
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г. Суздаль
Организаторы:
-
Музеи Московского Кремля, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
- Участники:
-
Музеи Московского Кремля, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Музеи Московского Кремля и Владимиро-Суздальский музей-заповедник проводят совместный выставочный проект, приуроченный к тысячелетию первого летописного упоминания Суздаля. Выставка проходит в Крестовой и Архиерейской палатах Суздальского кремля. Она посвящена многовековой истории Суздаля, знавшего как времена небывалого расцвета, так и периоды полного разорения, после которых город и его земля неизменно возрождались, подобно легендарной птице Феникс.
С XI столетия начинается массовая миграция жителей Руси с новгородско-киевской «оси», где пролегал путь «из варяг в греки», на северо-восток. На этих землях развиваются новые города: Ростов, Суздаль, Переславль-Залесский, Владимир, Москва, Тверь, Юрьев-Польский, Коломна. Эти места стали не только северо-восточной окраиной христианского мира, но и уникальным самобытным центром, «точкой притяжения», куда стекались люди как до, так и после татаро-монгольского нашествия 1237–1239 годов, когда Новгород окончательно обособился от других русских земель, а Киев, разграбленный ханом Батыем, утратил свое прежнее значение.
Северо-Восточная Русь испытывала влияние двух империй христианского мира – как восточной, Византийской, так и западной, Священной Римской. Приезжавшие на Суздальскую землю греческие и западноевропейские мастера создали плеяду уникальных памятников, благодаря которым домонгольское наследие этого региона занимает особое место в истории христианского искусства. Ярчайшим воплощением переплетения русских, византийских и «латинских» художественных традиций явилось белокаменное зодчество, ставшее узнаваемым символом древних городов северо-востока Руси.
Экспозиция, посвященная тысячелетию Суздаля, начинается с XI–XIII веков – золотого века Великого княжества Владимирского. Ее открывают выдающиеся домонгольские памятники: южные врата суздальского собора Рождества Богородицы, выполненные в технике золотой наводки; икона «Спас Златые Власы», где византийская иконография совмещена с имитацией западноевропейской техники выемчатой эмали на фоне и одеждах; реликвии, присланные в XII веке из Салоник во Владимир князю Всеволоду Большое Гнездо, – ковчег святого Димитрия Солунского и икона этого святого на «гробной доске»; серебряные украшения из Большого кремлевского клада; утонченный складень-деисус, исполненный в технике перегородчатой эмали, из собрания Владимиро-Суздальского музея, а также хранящийся в Музеях Московского Кремля древний венец к иконе Богоматери Боголюбской.
Трагическая история Батыева нашествия представлена одним, но очень выразительным памятником: обожженной рельефной иконой «Святой Савва Освященный».
Период разорения сменяется в первой четверти XV века возрождением Суздальской земли, подъемом религиозной жизни и расцветом искусства. На выставке представлена первая копия главной русской святыни – иконы Владимирской Богоматери, привезенной из Византии в XII веке в Вышгород близ Киева, а затем во Владимир. Она исполнена, предположительно, преподобным Андреем Рублевым для Успенского собора во Владимире в связи с тем, что чудотворный подлинник был перенесен в 1395 году в Москву для защиты от наступавших войск хана Тамерлана. Для древней иконы Владимирской Богоматери митрополитом Фотием был заказан экспонируемый здесь же оклад из чистого золота с двенадцатью евангельскими праздниками на полях – невероятная ценность для Руси тех времен. Икона «Богоматерь Владимирская» XVI века из Успенского собора Московского Кремля повторяет и древний образ в среднике, и оклад – на ее полях написаны праздники.
В это время Суздальская земля оставалась центром собирания русских земель. Именно здесь в результате соперничества между Тверским, Суздальско-Нижегородским и одержавшим верх в этой борьбе Московским княжеством в XV веке возникло объединенное Русское государство. Преемственности от Суздаля и Владимира к Москве посвящен финальный раздел выставки, который повествует о наиболее видных исторических деятелях периода Московского царства. Здесь рассказывается о царе Василии Ивановиче Шуйском, последнем Рюриковиче на русском престоле, и суздальском князе Дмитрии Михайловиче Пожарском – герое Смутного времени и спасителе Отечества. Василий Шуйский происходил из суздальской ветви Рюриковичей и пожертвовал в храмы и монастыри Суздаля драгоценные дары.
Позднее Средневековье в истории Суздальской земли проиллюстрировано предметами, связанными с выдающимися церковными иерархами. Митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион, живший в конце XVII века, благодаря своим связям с царским двором способствовал расцвету религиозной жизни древнего города, а также отстроил Архиерейские палаты в Суздальском Кремле. Посетители увидят созданные в этот период роскошные облачения, церковную утварь и Евангелия в драгоценных окладах. Последний дораскольный патриарх Московский Иосиф способствовал общерусской канонизации строителя суздальского собора Рождества Богородицы – великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича, погибшего в битве с монголами в 1238 году. Посетители увидят саккос патриарха, принадлежавшие ему богослужебные предметы и выполненные по его заказу пелену и серебряные пластины для убранства раки святого князя.
Завершает выставку икона Богоматери Владимирской второй четверти XVII века, заказанная, вероятно, патриархом Иосифом. На ее полях подробно проиллюстрирован текст Сказания об иконе, включая ее перемещение из Царьграда в Вышгород, затем во Владимир, и чудесное спасение Москвы от войск хана Тамерлана. Она символически объединяет все ключевые события тысячелетней истории Суздаля: перенесение центра русских земель из Киева на северо-восток Руси, преемственность от Византии, становление Суздальской земли как особого «удела Богоматери» – ядра, вокруг которого будет собрана воедино Россия.