19.10.2019–19.01.2020

г. Пермь. Пермская государственная художественная галерея

Организаторы:
            Музеи Московского Кремля, Пермская государственная художественная галерея

Участники:
           Музеи Московского Кремля

 

Евангелие напрестольное. Россия, XVII в. – печать; Москва, мастерские Московского Кремля, 1676 г. – оклад. Золото, серебро, драгоценные камни; чеканка, канфарение, эмаль.Выставка «Шедевры кремлевских мастерских» в Пермской государственной художественной галерее рассказывает о придворных мастерских, игравших важнейшую роль в культурной и художественной жизни России в XVII веке. Уникальные памятники из собрания Музеев Московского Кремля знакомят посетителей с разнообразной деятельностью кремлевских мастерских, охватывающей почти все стороны жизни царского двора.

Экспозиция состоит из нескольких разделов, посвященных отдельным мастерским. Такое деление помогает раскрыть особенности каждой из мастерских, и при этом показать активное взаимодействие между ними, проявившееся в совместном сотрудничестве мастеров разных специальностей. В XVII веке искусство перестает быть анонимным. Благодаря документальным источникам и подписным произведениям известны имена многих мастеров, трудившихся в кремлевских мастерских.

Иконная палата, с 1640-х годов присоединенная к Оружейной палате, занимала ведущее положение в формировании искусства XVII века. Школой царских изографов были разработаны и внедрены новаторские методы и приемы, определившие новый столичный стиль. Сфера деятельности придворных мастеров была разнообразна – от росписей храмов до книжных миниатюр, от произведений иконописи до декоративного оформления мебели и игрушек. Большинство икон, представленных на выставке, являются работами жалованных иконописцев Оружейной палаты. Среди них произведения ведущих мастеров – иконы «Феодор Стратилат» 1676 года Симона Ушакова и «Николай Чудотворец» 1669 года Федора Зубова.

Царицына, Мастерская и Постельная палаты ведали обслуживанием личных нужд и покоев царской семьи, а также созданием предметов богослужебного облачения. Искусные мастерицы вышивали «золотом и серебром и шелками, с каменьями и с жемчугом». Экспонируемые на выставке предметы церковного облачения – митра и палица с изображением «Распятия» – являются замечательными примерами работы царицыных швей 1680-х годов.

Драгоценную посуду, церковную утварь и оклады икон изготавливали в Серебряной и Золотой палатах, где работали мастера-ювелиры различных специальностей, выполнявшие заказы царского и патриаршего дворов. Серебряными ковшами с изображениями двуглавого орла и надписями московские цари, как правило, жаловали за службу своим поданным. Большинство предметов церковного серебра предназначалось для царских вкладов в различные храмы и монастыри, как например, напрестольное Евангелие в драгоценном окладе 1676 года или серебряные с чернью дискос и звездица 1697 года.

Конюшенный приказ ведал царскими конюшнями, драгоценными сбруями и упряжью, каретами и санями, а также занимался организацией царских охот, парадов и смотров войск. На выставке представлены предметы конского убранства, в XVII веке хранившиеся в Конюшенной казне, как и парадная униформа того времени – бархатные кафтаны с вышитыми на груди двуглавыми орлами.

В Оружейной палате, ставшей в XVII столетии главным художественным центром, изготавливали и хранили оружие. Демонстрируемые на выставке предметы – сабля, палаш, кончар, карабин, пищаль и пистолеты – являются выдающимися памятниками русского парадного клинкового и огнестрельного оружия. В царствование Михаила Федоровича был изготовлен посольский топор, служивший парадным оружием рынд – телохранителей и оруженосцев русских царей. Особое место в придворном церемониале того времени занимал саадак – комплект вооружения лучника, состоящий из налуча для лука и колчана для стрел.

Заключительный раздел выставки посвящен боярину и оружничьему, руководителю Оружейной палаты Богдану Матвеевичу Хитрово, при котором кремлевские мастерские достигли своего расцвета.

На выставке представлены шестьдесят три экспоната, раскрывающие разнообразие деятельности кремлевских мастерских в XVII столетии и отражающие уникальность, мемориальную ценность и стилистическое богатство собрания Музеев Московского Кремля.

 

Генеральный партнер проекта – ПАО "ЛУКОЙЛ"

Проект осуществляется в рамках программы сотрудничества Музеев Московского Кремля с ПАО "ЛУКОЙЛ" по реализации региональных выставочных проектов.

 
вверх