20.09.2002 - 16.12.2002

Смоленский государственный музей-заповедник 

Организаторы:
 Музеи Московского Кремля и Смоленский государственный музей-заповедник 

1# ЭкспозицияКоллекции Оружейной палаты весьма разнообразны. В рамках небольшой выставки в Смоленском государственном музее-заповеднике Музеям Московского Кремля хотелось представить наиболее значительные из них, чтобы жители этого древнего города могли получить представление о музее и, возможно, ближе познакомиться с ним уже в Москве. Большинство экспонатов взято из запасников Музея, однако все они - выдающиеся художественные произведения, побывавшие на отечественных и зарубежных выставках.

Богатое собрание оружия и доспехов представлено образцами русской, западноевропейской и восточной работы. Наиболее распространенным типом защитного вооружения воинов периода Древней Руси были панцири или кольчуги. Выполненные из нескольких тысяч железных колец, они являлись и частью парадного облачения военачальников. Тесные политические и экономические связи России с Ираном и Турцией способствовали попаданию в Москву оружия и доспехов восточной работы. Такие вещи нередко привозились послами в качестве ценных подарков, как например, демонстрирующиеся на выставке наручи, украшенные изумительной золотой насечкой, и палаш в ножнах. На выставке представлен шлем татарского хана Абель Касима, также восточной работы. Он упоминается уже в описях Оружейной палаты времени царя Михаила Федоровича.

Лучшей частью собрания огнестрельного оружия являются охотничьи ружья и пистолеты работы кремлевских мастеров XVII века.

Во всех церемониях русского двора особое место отводилось конским выездам. Роскошные парадные выезды, сверкавшее золотом и драгоценными камнями конское убранство приводило в изумление дипломатов и путешественников Западной Европы. Большинство предметов было выполнено в мастерских Конюшенного приказа Московского Кремля. На выставке представлен весь комплекс конского убранства, который включает в себя: седло со стременами, науз - подшейную кисть, узду, пахви, паперсть, плетку и нагрудную часть боевого конского чалдара, которая впервые демонстрируется после реставрации.

В оформлении быта царского двора в XVI - XVII веках заметное место принадлежало ювелирным мастерским, называвшимся Золотой и Серебряной палатами. Помимо Москвы изделиями из серебра славились многие русские города. Посетители выставки познакомятся с прекрасными образцами древнерусской посуды: чеканной братиной середины XVII века, чаркой 1688 года царей Ивана V и Петра I, блюдом 1692 года Ивана V, Петра I и их сестры царевны Софьи.

Совершенством исполнения отмечены культовые предметы: кадило 1630 года, большая серебряная водосвятная чаша - вклад царя Федора Алексеевича в теремной храм Спаса Нерукотворного образа, напрестольный крест 1684 года, вложенный царем Петром и его матерью Натальей Кирилловной в дворцовую церковь апостолов Петра и Павла. Внимание посетителей, безусловно, привлечет небольшой наперсный крест с сапфирами XVI в. и икона "Богоматерь Смоленская" в окладе XVII в.

Провинциальные центры России представлены на выставке произведениями великоустюжских мастеров, прославившихся своей чернью - сернистым сплавом серебра, меди и свинца, нанесенным на гравировку.

На выставке представлены личные предметы посуды Екатерины II, Павла I, великой княжны Марии Павловны - яркие образцы классицизма. Специально к приезду императрицы Екатерины II в Смоленск, жители города заказали у одного из лучших мастеров-ювелиров А. Ратков подносное блюдо.

Со второй четверти XIX века становятся популярными изделия с видами русских городов, знаменитых архитектурных сооружений и памятников национальным героям. Прекрасной работы дорожный набор известной фабрики Алексея Постникова с видом Московского Кремля на подносе, винный набор фабрики Густава Клингерта и другие произведения иллюстрируют это направление.

Музеи Московского Кремля по праву гордятся собранием западноевропейского серебра, в котором основную часть занимают произведения XVI - XVII веков. Многие из них в те времена были привезены в Россию иностранными послами в качестве даров, некоторые приобретались для государева двора у купцов. Посетители выставки могут познакомиться с уникальными произведениями работы английских мастеров, серебряников самых знаменитых центров Германии - Аугсбурга, Нюрнберга, Гамбурга.

Коллекция французкого серебра представлена на выставке знаменитым "Орловским" сервизом. Этот парадный столовый серебряный сервиз Екатерина II в 1770 году заказала во Франции. На его изготовление потребовалось более двух тонн серебра, а в его состав входило свыше 3000 предметов. В 1772 году Екатерина II пожаловала сервиз своему фавориту Григорию Орлову, после смерти которого в 1783 году он был выкуплен у его наследников в казну.

Музей "Московский Кремль" обладает небольшой, но необычайно ценной коллекцией русского и западного фарфора, связанной с царским двором. Уникальный «Кремлевский сервиз» был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1839 году. Он был выполнен по заказу императора Николая I для Большого Кремлевского дворца. Рисунки парадного дворцового сервиза были подготовлены специалистом по истории древнерусского искусства Федором Григорьевичем Солнцевым.

Европейский фарфор представлен на выставке тремя прекрасными тарелками из коллекционной серии, созданной по мотивам басен Лафонтена на знаменитой парижской фирме Даготи, которая находилась под патронажем французской императрицы. Эта серия была преподнесена Наполеоном Императору Александру I в 1807 году.

В Музеях Московского Кремля хранится богатейшее собрание выполненных из драгоценных тканей облачений патриархов и митрополитов, коронационных платьев русских императриц, костюмов императоров и придворных, произведений древнерусской вышивки. Некоторые из них представлены на выставке. Это саккос из русской золотной парчи XVIII века, который принадлежал митрополиту Платону и хранился в Чудовом монастыре Московского Кремля, а также костюм герольда с коронации последнего русского императора Николая II, проходившей в Москве в мае 1896 года.

С 1970-х годов в музее стала формироваться коллекция современного ювелирного искусства. Она включает в себя уникальные авторские произведения, выполненные в условиях частных мастерских самими художниками. Образное начало замысла чувствуется в колье "Белое" художницы старшего поколения Юты Паас-Александровой. Тонкий образ русской зимы создал Данил Чавушьян в декоративной вазе "Зимние грезы", виртуозно выполненной самим автором в технике филиграни. Настольные украшения из металла и камня, вошедшие в моду в XIX в., не утратили своей привлекательности и для художников нашего времени. Как развитие традиций знаменитой российской фирмы "Фаберже" можно рассматривать фигурку черепахи С.Станкевича и "Кактус" Н.Маресьева и А.Ступаченко.

Комплектование собрания Музеев Московского Кремля тесно связано с историей России, духовной культурой ее народа. Мы надеемся, что знакомство с выставкой будет интересным для посетителей.

 
вверх