15.12.2022–15.03.2023

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

 

Организаторы:

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Участники:

Государственный исторический музей, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный Эрмитаж, Институт восточных рукописей Российской академии наук, Музеи Московского Кремля, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Российская государственная библиотека, Российский государственный архив древних актов,  Фонд Марджани, и другие

 

Шлем «Шапка Маньчжурская»

Музеи Московского Кремля принимают участие в масштабном  выставочном проекте  под названием «Всеобщий язык», который представлен в главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В основу его концепции положен библейский миф о Вавилонской башне как символе былого единства человечества. Расселившись по земле и утратив всеобщий язык, люди на протяжении всей своей истории искали способы взаимопонимания. По замыслу кураторов, выставка должна продемонстрировать многообразие языков культуры и искусства, а также напомнить о важности проблемы коммуникации между народами. Одной из форм международной коммуникации, успешного налаживания экономических и культурных связей является искусство дипломатии, представление о котором дают сохранившиеся документы и предметы, входившие в состав посольских даров.

Музеи Московского Кремля обладают крупнейшим в мире собранием дипломатических даров, присланных русским царям и ставших зримыми свидетельствами широкого масштаба внешнеполитической деятельности русского государства. Посольские дары были важным инструментом дипломатии, неотъемлемой частью официального церемониала при царском дворе, а их «явление» — самым эффектным эпизодом приема иноземных послов в двух главных парадных залах дворца — Грановитой и Золотой палатах. Присланные изделия из золота и серебра, драгоценные ткани и одежды, племенные кони в богатом убранстве могли содержать намеки или приглашение к дипломатической и военной активности, заинтересованность в продолжении мирных торговых отношений или стремление к заключению выгодного брака.

Музей предоставил на выставку десять произведений европейских и восточных мастеров XVII века из комплекса дипломатических даров, в состав которого входят памятники, отличающиеся большим разнообразием. Среди экспонатов — уникальный шлем царя Михаила Фёдоровича — «Шапка Маньчжурская», привезенный русскому царю от буддийского ламы Эрдэни Дай мэргэн Нансо, духовного наставника правителя государства хотогойтов (северо-западная Монголия) Алтын-хана Омбо-Эрдэни-хунтайджи. На тулье шлема в три ряда нанесены надписи на санскрите с текстом распространенных буддийских мантр.

Особым изяществом отличается кубок работы известного гамбургского мастера Ханса Ламбрехта II. Его чаша выполнена в виде виноградной грозди, а ножкой служит литая фигура дикого человека, тело которого покрыто шерстью. Драгоценный сосуд был преподнесен в числе посольских даров датского короля Кристиана IV царю Михаилу Фёдоровичу в 1644 году. В качестве подношений русскому царю отбирали новомодные, престижные предметы, исполненные на высоком художественном уровне первоклассными европейскими мастерами, что отвечало желанию установить прочные дипломатические связи.

В том же году от иранского шаха Аббаса II был поднесен чепрак на лошадь, с вышитыми изображениями двух львов среди растительного орнамента, а в 1656 году греческими купцами Авраамом Родионовым и Дмитрием Константиновым было подарено царю Алексею Михайловичу и царевичу Алексею Алексеевичу усыпанное драгоценными камнями седло — роскошный образец произведений лучших мастеров Стамбула.

Богатством и тщательностью отбора отличались и дары английского короля Карла II царю Алексею Михайловичу, доставленные в 1664 году в Москву посольством сэра Чарльза Говарда Карлайла. Среди них рукомойный гарнитур, находившийся до отправки в Москву в сокровищнице короля Карла I Стюарта как часть приданного его супруги, французской принцессы Генриетты-Марии, а также серебряная золоченая фляга с чеканными изображениями единорога и кабана среди по-барочному пышного цветочного орнамента.

 
вверх