03.06.2014 - 09.06.2014
Москва, Центральный музейно-выставочный зал "Манеж"
- Организаторы:
- ФГУК Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО"
Музеи Кремля принимают участие в выставке подлинных предметов искусства – закупок Министерства культуры РФ для музейных собраний страны за 2013 год, организованной в Центрально музейно-выставочном зале "Манеж" в рамках международного фестиваля "Интермузей-2014".
Музеи Московского Кремля представляют на выставке четыре памятника конца XVIII-XX веков из коллекции керамики и стекла, закупленных Министерством культуры для Музея в 2013 году.
Тарелка
Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод.
1796-1801 гг.
Фарфор; тиснение, роспись надглазурная, золочение.
Тарелка представляет собой прекрасный образец русского фарфора периода правления императора Павла I. Материал исключительного качества и белизны сочетается с декором в стиле прославленной Мейссенской мануфактуры. Романтические пейзажи с руинами, архитектурными памятниками и сельскими сценами также характерны для направления сентиментализма, зародившегося в указанный период.
Тарелка декоративная
Франция, Париж, I четверть XIX века.
Завод Даготи.
Фарфор; роспись надглазурная, крытье, золочение, цировка.
Тарелка представляет собой работу одной из лучших мануфактур Франции первой четверти XIX века - завода Даготи. На предприятии выполнялись самые разнообразные изделия, однако, наиболее интересным направлением являлись тематические серии декоративных тарелок. На зеркале данного произведения изображен вид на дом Пашкова в Москве. Образцом для росписи послужила видовая гравюра, возможно, раскрашенная акварелью, однако, не исключено, что цветовое решение принадлежит непосредственно мастерам завода. Интерес к русской тематике был связан с победой над Наполеоном и огромной популярностью, которой пользовались в это время победители.
Ваза "Друид"
Франция, Эльзас, Винжен-сюр-Модер (Wingen-sur-Moder), 1924–1935 г.
"Эльзас и Ко" (Alsace et Cie - фирма Рене Лалика).
Стекло опалесцентное; выдувание в форму, окрашивание.
Модель этой вазы была выполнена на фирме Рене Лалика в 1924 году. Изделие выпускалось в течение очень короткого времени - до 1935 года. В каталогах фирмы ваза фигурирует под названиями "Друид" (Druide) или " Омела" (Gui de chêne). Ее корпус украшен рельефным рисунком в виде побегов, листьев и плодов омелы, а ее простая шарообразная форма копирует клубки этого растения-паразита, живущего на других деревьях.
Омела была священным растением древних народов кельтского происхождения, в том числе и галлов; жрецы-друиды во время исполнения обрядов держали в руках ветку омелы - отсюда и происходят оба варианта названия.
Тарелка из орденского сервиза
Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1860-1870-е гг.
Фарфор; роспись надглазурная, золочение.
Сервиз, посвященный ордену св. Александра Невского, выполненный на заводе Гарднера, был рассчитан на сорок кувертов. Поскольку, в течение всего времени существования орденов, сервизы использовались ежегодно, время от времени возникала необходимость пополнять комплект. Кроме того, по приказу императора Александра II, сервиз, посвященный ордену его святого патрона - Александра Невского, был увеличен до 100 кувертов. Дополнения были выполнены на Императорском фарфоровом заводе, к их числу относится и данная тарелка.