Английское ренессансное серебро включает в себя произведения 1520–1620-х гг., которые в наиболее общих чертах характеризуются четким, логичным, симметричным построением формы, ясным выделением ее функциональных частей.
Излюбленными видами английских серебряных изделий эпохи Ренессанса являются купелеобразная чаша, рукомойные кувшины и блюда, кубки различных форм, большие столпообразные солонки, кружки, подсвечники, фляги. В музейной коллекции они представлены редчайшими экземплярами, не имеющими предметных аналогов.
Традиционно среди посольских даров значительную часть составляли кубки, которые возглавляли списки этих даров. Для подношения отбирались или специально выполнялись позолоченные кубки больших размеров, с крышками, высотой до 90 сантиметров. Являясь сосудами церемониального назначения, они использовались, в основном, для украшения буфетов-поставцов. Кубки более скромных размеров, высотой 40–50 сантиметров были самыми распространенными дарами в Англии в конце XVI – начале XVII в.
Часто встречающаяся разновидность кубков имеет яйцевидную чашу и характерную орнаментацию: «розы Тюдоров» в ремешковых плетениях, плоды хмеля, груши, цветы маргаритки, гвоздики, ландыша и колокольчика.
К чрезвычайно редким произведениям относятся так называемые «геральдические» кубки, то есть сосуды, украшенные фигурами льва, единорога, грифона.
К исключительно английским формам сосудов относятся шарообразные кубки, или кубки в виде цветка чертополоха, появившиеся в Англии в конце XVI в. В начале XVIII в. появилась разновидность этого сосуда на высоком основании, с балясиной и дужками в ножке. В Оружейной палате хранятся два шарообразных кубка 1608–1609 гг. и 1610–1611 гг. – единственные образцы, у которых сохранились крышки с пирамидальными завершениями.
В другую группу кубков коллекции входят предметы, формы которых заимствованы у немецких серебряников. К ним относятся колокольчатые, тыквенные и виноградные кубки. Возможно, они были выполнены непосредственно в Германии, затем привезены в Лондон, где на них проставили клейма, но, вероятнее всего, они созданы в самом Лондоне мастерами-эмигрантами из Германии, прекрасно владевшими особенностями перечисленных форм.
Чрезвычайный интерес представляет самый ранний экспонат коллекции – чаша 1557–1558 гг. Сосуды такого типа по форме получили в Англии название купелеобразных чаш. Они были распространены в первой половине XVI в. Их поздние образцы относятся к 1570-м гг. По существовавшей в Англии традиции эти чаши обычно вкладывали в местные приходские церкви, где их использовали в качестве потиров.
Коллекция кружек Оружейной палаты насчитывает девять экземпляров и включает интереснейшие образцы 1585–1663 гг. Эти сосуды цилиндрической формы, вытянутых пропорций, использовались обычно для пива и эля, иногда их выкладывали в церкви. Они были очень популярны в приморских городах Балтийского региона, объединенных в торговый союз Ганзу: в Риге, Любеке, Ростоке, Гамбурге, где их изготовляли вплоть до начала XVIII в.
Произведения декоративно-прикладного искусства естественным образом связаны с бытом своей эпохи и зависят от изменчивости вкусов и моды. В эпоху английского Ренессанса появляются новые типы изделий, среди которых большое распространение получили богато украшенные, преимущественно чеканкой, рукомойные блюда и кувшины. Обычай подавать для умывания рук специальные кувшины с душистой розовой водой при перемене блюд и после еды был вызван как отсутствием вилок и необходимостью брать пищу руками, так и более утонченными, по сравнению с предшествующими столетиями, требованиями жизни.
В кремлевском собрании имеется еще одна характерная разновидность драгоценной посуды, получившей распространение в эпоху Ренессанса – это фляги. Их принято называть «сосудами пилигримов», потому что они происходят от фляг, которые носили пилигримы во времена крестовых походов. В Оружейной палате хранятся фляги, которые датируются 1580–1663 гг. Это крупные сосуды, высотой от 44 до 50 сантиметров с насыщенным декором. Они составляют редчайшую в мире группу сосудов редкой конической формы с удлиненным горлом, на высоком основании. Характерно, что именно этот тип предмета становится одним из излюбленных памятных подарков и в последующие столетия, вплоть до XIX в. Фляги, предназначенные для даров, обычно изготавливались в паре.
К характерно английским типам предметов, помимо яйцеобразных и шарообразных кубков, купелеобразных чаш, фляг с высоким горлом, относятся и большие «стоящие» солонки. Серебряники Англии XVI–XVII вв. были авторами оригинальных типов солонок. Им придавалось большое значение, что объяснялось редкостью соли, как продукта, и ее дороговизной. В книгах, посвященных воспитанию детей, специально оговаривались правила пользования солью. Солонка занимала одно из главных мест в сервировке стола и, являясь своеобразным символом благосостояния и положения в обществе, выполняла важную функциональную и социальную роль. К середине XVI в. были распространены два ярко выраженных типа больших столпообразных солонок, отличавшихся по форме: цилиндрические и четырехгранные. Оба они представлены в коллекции английского серебра. Подобные солонки относились к разряду церемониальной посуды, их традиционно использовали в ливрейных компаниях Лондона, в колледжах Оксфорда и Кембриджа и включали в списки королевских подарков.
Следующая группа произведений английского серебра, хранящихся в Оружейной палате – разнообразные виды кувшинов. Самым ранним из них является прекрасный образец 1571–1572 гг., который относится к определенному типу кувшинов, отличающихся шарообразной формой корпуса и S-образной ручкой. Подобная форма была заимствована у керамических изделий, в частности, у немецких сосудов из так называемой «каменной массы». Такого рода серебряные сосуды появились в Англии около 1555 г., их особенностью является очень низкое основание. В начале XVII в. форма этих кувшинов изменилась: появилась высокая, гладкая ножка, крышка стала более выпуклой, размер сосудов в целом заметно увеличился.
Особое место в Оружейной палате занимает группа уникальных произведений, к которой относятся четыре больших кувшина для воды и пара огромных фигур барсов, являющихся символами московской коллекции. Кувшины и барсы были привезены торговым агентом Московской компании Фабианом Смитом (Ульяновым) царю Михаилу Федоровичу Романову в 1629 г.
Значительные размеры – высота 64 сантиметра – орнаментация кувшинов из Оружейной палаты не имеют аналогий ни в одном из мировых собраний английского серебра. У каждой пары кувшинов есть общие черты: одинаковая яйцевидная форма корпуса, цилиндрическое горло, носики в виде головы драконов с широко раскрытыми крыльями и ручки в форме свитой в кольцо змеи с раскрытой пастью.