31 мая 1584 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось Венчание на царство Фёдора Иоанновича — последнего представителя династии Рюриковичей. Церемония венчания на царство сына первого русского царя было первым, целостно следовавшим чину венчания византийских императоров. Над ним впервые был совершен обряд миропомазания. Главной составной частью церемонии был "великий" выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Существенным дополнением к церемонии было вручение митрополитом Дионисия скипетра. Слова, с которыми митрополит передавал его царю, очень хорошо раскрывают символическое значение этого предмета. Скипетр вручался в правую руку государя со словами: «данными тебе скипетром править хоругвями Великого Российского царства». Хоругвями на Руси называли священные знамена, под которыми во главе благочестивого православного воинства незримо выступает Христос. Являясь, наместником Бога на земле, царь подобно Христу, ведет за собой подвластный ему народ. Таким образом, скипетр становится реальным знаком власти, которую царь сосредотачивает в своих руках. Во время торжественных приемов во дворце царь держал его в правой руке, а во время больших царских выходов его несли перед государем особые придворные чины.
Сохранилось красочное описание церемонии венчания на царство Федора Ивановича. Его очевидцем оказался английский дипломат Джером Горсей. Вот как он описывает начало церемонии: «Царь вышел из дворца, впереди шествовали митрополит, архиепископы, епископы и главнейшие лица из монашества и белого духовенства в богатых шапках и священническом одеянии, они несли иконы Богоматери и другие, икону святого ангела царя, хоругви, кадила и много другой утвари, соответствующей этой церемонии, и все время пели». Потом следует описание того, что происходило в соборе, когда туда вошел царь. «Его одежду сняли и заменили богатейшим и бесценным нарядом. Царя возвели на царское место, его знать стояла вокруг по чинам; митрополит надел корону на голову царя… Перед царем помещались все шесть венцов – символы его власти над землями страны… Затем митрополит стал громко читать небольшую книгу – увещания царю творить истинное правосудие, мирно владеть венцом его предков, дарованным ему Богом…»
По завершении основной части церемонии начинался торжественный выход царя из собора: «Затем царя свели с царского места, на нем была верхняя одежда, украшенная разными драгоценными камнями и множеством восточного ценнейшего жемчуга. Она весила 200 фунтов, ее шлейф и полы несли шесть князей. Его главный царский драгоценный венец был надет на голову, в правой руке был царский жезл из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенный богатыми камнями…». С приходом царя и сопровождавшей его знати в Грановитую палату начинался пир. «Царь после краткой речи допустил каждого поцеловать его руку, что и было сделано, затем он перешел на свое царское место за столом, где ему с почестями прислуживали его знатные люди. Три передние комнаты, большие и просторные, были уставлены блюдами из серебра и золота от пола до потолка, одно над другим...» Но пиром торжества не были закончены. «Празднества продолжались целую неделю, в течение которой устраивались разные царские развлечения».
По их завершении «вся знать, чиновники и купцы, следуя существующему порядку, каждый в свою очередь и на своем месте, приносили богатые дары царю, желая ему долгой жизни и счастья в своем царствовании». Со своей стороны, царь пожаловал и наградил многих из своих подданных. Особенно щедро был награжден брат жены царя царя – Борис Федорович Годунов, который в период царствования Федора Ивановича становится фактическим правителем государства.
Парсуна царя Федора Ивановича
(Копия с парсуны XVII в.)
Россия, Москва.
Дерево, левкас темпера яичная.
Образ Федора Иоанновича входил в группу парсун, ранних живописных портретов, которые были написаны в темперной технике на досках и располагались у гробниц великих князей и царей в Архангельском соборе. Эти образы дополняли стенопись собора-усыпальницы московской правящей династии: в нижнем регистре фресок помещены изображения не только великих, но и удельных князей из рода Рюриковичей. «Родительские гробы» в Архангельском соборе имели большое значение в придворном церемониале. В XIV-XV вв. у гробов предков проходил обряд «крестного целования» при заключении договоров. Посещение праотеческих гробниц стало обязательной частью торжеств, связанных с восшествием на престол российских государей.
Скульптурный портрет царя Федора Ивановича
Реконструкция М.М.Герасимова.
1964 г.
В 1963 году гробница царя Федора Ивановича, находящаяся в дьяконнике и пределе Иоанна Предтечи Архангельского собора Московского Кремля была вскрыта для археологических исследований. Известный антрополог М.М.Герасимов по сохранившимся в саркофагах останкам восстановил внешний облик царя Федора Ивановича.
Бармы царя Федора Иоанновича
Атлас, камка – Италия, XVI в, шитье – Москва, конец XVI в.
Камка, атлас, нить золотная, ткачество шитье.
Древнейшие бармы, которые сохранились в собрании Оружейной палаты, были выполнены в конце XVI века, по-видимому, для сына Ивана Грозного, царя Федора Ивановича. Царское оплечье сшито из итальянской камки синего цвета, расшитое шелковыми и золотными нитями. На стилизованном растительном фоне барм вышиты изображения Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов и святых покровителей царской семьи, в том числе Федора Стратилата, тезоименного святого царя Федора Ивановича.
Саккос митрополита Дионисия
Москва, 1583 г.; золотный атлас - Турция, 1570-е гг.; камка - Италия, вторая половина XVI в.
Золотный атлас, атлас, камка, тафта, золото, серебро, жемчуг; ткачество, шитье, чернь, эмаль, скань, золочение.
Происходит из Патриаршей ризницы. Реставрация 2001 г. Реставратор В.С. Шабельник.
Копейка
Москва, Новгород, Псков, Ярославль, царь Федор Иоаннович (1584-1598). Второе ополчение К.Минина и Д.Пожарского (1612-1613).
Серебро; чеканка, золочение. Музеи Московского Кремля.
На лицевой стороне копейки помещено изображение всадника с копьем, на оборотной – надписи в несколько строк с именем и титулом государя. «Осыпание» стало важным элементом венчания на великое княжение, а затем – венчания на царство, причем доверяли его «брату или ближнему сородичу» государя. Обряд существовал в форме троекратного осыпания при выходах государя из Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов.
Царь Федор Алексеевич стал первым, в обряде осыпания которого участвовал не ближайший родственник, а близкий по титулу касимовский царевич – Василий Арсланович (Сеид-Бурхан бен Арслан хан), крещеный в 1653 г. правнук сибирского хана Кучума.
Надгробия
царя Ивана IV Васильевича Грозного, царевича Ивана Ивановича и царя Федора Ивановича в дьяконнике Архангельского собора (слева направо).