Основатель династии Романовых, Михаил Федорович, был избран царем, как и Борис Годунов, на Земском соборе. Восшествию на престол Михаила Федоровича Романова предшествовало так называемое «Смутное время», характеризующееся периодами правления польского самозванца Лжедмитрия I, царя Василия Ивановича Шуйского, появлением Лжедмитрия II, Семибоярщиной, ополчением Минина и Пожарского, в ходе которого в 1612 году Москва была освобождена от поляков. Венчание Михаила Федоровича Романова на царство состоялось 11 июля 1613 года. Юному царю было всего семнадцать лет. Венчал Михаила на царство Казанский митрополит Ефрем. С раннего утра толпы празднично одетых людей, принадлежавших к самым разным сословиям, стали заполнять улицы и площади Московского Кремля, чтобы стать свидетелями великолепного и захватывающего зрелища – вступления на престол нового царя.
Тем временем в величественном златоглавом Успенском соборе, главном храме страны, шли приготовления к предстоящей церемонии. Когда праздничное убранство собора было завершено, зазвонили колокола и под их звон из Золотой палаты вышел Михаил Федорович с многочисленной свитой, и торжественная процессия медленно двинулась к собору. Войдя в собор, Михаил приложился к древним иконам и гробам похороненных здесь святителей. Затем начался торжественный молебен, по окончанию которого Михаил, возведенный митрополитом на «чертожное место» обратился к нему с речью, в которой обосновал свои права на престол. В свою очередь митрополит произнес ответную речь от имени духовенства и всего народа. Обращаясь к царю, митрополит призвал его хранить христианскую веру и царство свое соблюдать «во всяком благочестии и чистоте».
За речами последовало венчание Михаила Федоровича Романова, которое началось с возложения на него митрополитом регалий: Животворящего Креста, барм, царского венца – Шапки Мономаха, вручения скипетра и державы. Затем началась литургия, в процессе которой на царя сначала была возложена золотая цепь, последняя из царских регалий, а затем было совершено миропомазание. За миропомазанием следовало причащение Михаила Федоровича, после чего новоизбранный царь осыпаемый «золотыми деньгами и серебряными» направился в Архангельский собор, где приложился к мощам святых, а затем поклонился гробницам прежних князей и царей.
Еще в Успенском соборе по завершению всех церковных обрядов Михаил Федорович пригласил митрополита и других духовных лиц к себе «хлеба ести». В тот же день в Грановитой палате состоялся пир, на котором по желанию царя приказано было «быть без мест», то есть приглашенные на пир должны были садиться произвольно, а не в соответствии с иерархией, установившейся при царском дворе. Пир был продолжен и на следующий день, когда были именины царя и даже на третий.
Портрет царя Михаила Федоровича
Неизвестный художник.
Россия, 1772 г.
Холст; масло.
Изображение царя Михаила Федоровича в торжественной церемониальной одежде – парчовом платне с бармами и крестом, в царской шапке, осыпанной драгоценными камнями, – и со скипетром и державой в руках восходит к портрету царя в Титулярнике, созданном в Посольском приказе по распоряжению царя Алексея Михайловича в 1672 г. Подобные изображения, получившие со второй половины XVII в. широкое распространение в придворной среде, вошли в историю русской культуры под названием «парсуна», происшедшем от латинского persona.
Утвержденная грамота Земского собора об избрании царя Михаила Федоровича
Москва, май 1613 г.
Бумага, чернила, твореное золото, пергамен, шнур шелковый; рукопись.
Грамота является основным документом Земского собора, который в феврале 1613 г. избрал на российский престол царя Михаила Федоровича. Она составлена в мае 1613 г. для обеспечения легитимности этого избрания. Утвержденная грамота была написана в двух экземплярах в виде свитков. В настоящее время один из них, состоящий их девяти листов, хранится в Музеях Московского Кремля, другой – из восьми листов – в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Оба экземпляра заверены подписями («рукоприкладствами») частников Земского собора, расположенными на оборотной стороне свитков, и печатями духовенства.
Фрагмент грамоты со шнурами для подвешивания печатей
Крест наперсный царя Михаила Федоровича
Москва, мастерские Кремля, 1619–1633 гг.
Золото, серебро, сапфиры, турмалины, изумруд, жемчуг; чеканка, чернь, резьба.
Золотой крест украшен резной надписью на оборотной стороне, которая сообщает о том, что «сим крестом» царя Михаила Федоровича благословил «отец его государев» патриарх Филарет.
В надписи на кресте отец Михаила Федоровича назван патриархом. Его избрание на патриаршество состоялось 22 июня 1619 г., а спустя два дня он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля. С этого времени Филарет фактически стал соправителем своего сына, приняв, как и он, титул великого государя. Патриарх скончался в 1633 г., поэтому можно считать, что крест был создан между 1619 и 1633 гг.
Бармы царя Михаила Федоровича
Москва, мастерские Кремля, 1629–1645 гг.
Атлас, золотные и шелковые нити; ткачество, шитье.
Бармы, или «диадима», – неотъемлемый атрибут царского чина – широкое оплечье, одеваемое поверх парадного верхнего одеяния при торжественных церемониях и важных официальных мероприятиях. В восьми крупных клеймах помещены изображения святых в рост, составляющие композицию Деисуса. Включение в число шитых образов изображений преподобного Михаила Малеина, патронального святого царя Михаила Федоровича, и Алексея, человека Божия, небесного покровителя Алексея Михайловича, дает основание отнести изготовление барм ко времени после рождения у Михаила Федоровича наследника – царевича Алексея Михайловича в 1629 г.
Цепь царя Михаила Федоровича
Москва, мастерские Кремля, 1613–1626 гг.
Золото; чеканка, резьба, канфарение, клепка.
Драгоценная цепь впервые фигурирует как регалия русских царей в Пространной редакции Чина венчания на царство Ивана IV Васильевича Грозного, составленной в середине 1550-х или начале 1560-х гг. уже после его восшествия на престол в 1547 г. Цепи с кольцами подобной формы, исключительно популярные на Руси, назывались в русских письменных источниках «колчетыми». Чтобы такие цепи сохраняли форму, их нашивали на ленты из плотных шелковых тканей. На лицевой стороне колец этой цепи вырезана похожая на орнамент надпись, переходящая с кольца на кольцо. Она включает молитву Пресвятой Троице, полный титул царя Михаила Федоровича с перечислением городов, княжеств и земель, входивших тогда в Российское государство, а также наставление царю жить по заповедям Божьим, править мудро и справедливо.
Книга
об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея великия России самодержца.
Москва, Посольский приказ, 1672–1673 гг.
Бумага, твореные золото и серебро, картон, серебро, бархат, тафта; чернила, темпера, чеканка, резьба, золочение.
Книга является великолепной, роскошно иллюминированной рукописью XVII в. Она была создана по указу царя Алексея Михайловича, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней документы Посольского приказа, позволяющие точно датировать книгу и представить весь процесс ее создания. Наблюдение над работой осуществлял глава ведомства боярин Артемон Сергеевич Матвеев. Текст, также составленный в Посольском приказе, был переписан писцом Иваном Верещагиным на французской бумаге с 6 июля по 17 августа 1672 г. За пять месяцев, с 8 ноября 1672 г. по 30 марта 1673 г., кремлевские иконописцы Иван Максимов, Сергей Рожков, Анания Евдокимов и Федор Юрьев создали на разворотах двадцать одну миниатюру, украшенную затем золотом и серебром золотописцем Григорием Благушиным. На одной из миниатюр изображено действо миропомазания царя в Успенском соборе перед царскими вратами. Миропомазание, придававшее власти царя священный характер, оставалось до конца XIX века важнейшей составляющей в церемонии восшествия на престол русских государей.
Книга
об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея великия России самодержца.
Москва, Посольский приказ, 1672–1673 гг.
Бумага, твореные золото и серебро, картон, серебро, бархат, тафта; чернила, темпера, чеканка, резьба, золочение.
Ракурс. Лист 24, рис.11.
На миниатюре изображено действо «Благословение Михаила Федоровича в Успенском соборе митрополитом Казанским и Свияжским Ефремом святым крестом животворящего древа, возложение на него царской диадемы (барм) и венца».