В русской истории в конце XVII века сложился уникальный прецедент, когда на престол венчали сразу двух царевичей. После смерти царя Алексея Михайловича, старший сын Федор Алексеевич царствовал недолго и неожиданно в 1682 году умер. По закону о престолонаследии царем должен был стать следующий по старшинству пятнадцатилетний Иван, но он не отличался не умом, ни здоровьем. Тогда решено было венчать на престол одновременно двух братьев: Ивана и десятилетнего Петра, будущего Петра I. Так как старший брат по немощи своей, а младший по малолетству неспособны были самостоятельно управляться с государственными делами, то до совершеннолетия Петра правительницей государства стала их старшая сестра царевна Софья.
Эта ситуация наложила своеобразный отпечаток на церемонию венчания на царство, которая состоялась 25 мая 1682 года. Все необходимо было удвоить: и проводимые обряды, и тронные места в Успенском соборе, и конечно царские регалии. Обряд венчания по древнему чину совершал патриарх Иоаким, причем первенство отдавалось старшему брату — Ивану. Для Ивана Алексеевича использовали прежние регалии, а для Петра, причем непосредственно к церемонии его венчания были сделаны новые: скипетр, аналогичный по форме скипетру царя Михаила Федоровича и явно сделанный в подражание ему, и парадный венец, получивший в описях название «Шапки Мономаха второго наряда».
В Успенском соборе устроили «чертожное место» - особое, покрытое багряной тканью возвышение, на которое вели двенадцать ступеней. На нем поставили два царских трона «золотых с каменьями», и стул для патриарха Иоакима. Перед царскими вратами стояли шесть аналоев для крестов, барм, царских венцов, держав и скипетров.
С раннего утра звонили колокола на Успенской звоннице и колокольне Ивана Великого. Цари в парадных царских одеждах, сопровождаемые боярами и думными людьми и охраняемые стрельцами, вышли из Грановитой палаты через Красное крыльцо на заполненную народом Соборную площадь. Приложившись к святыням храма, они вступили на «чертожное место» и воссели на троны. Непосредственно перед венчанием юные государи прочитали Символ веры.
Начался молебен, в ходе которого патриарх и оба царя сидели под царским чертогом посереди храма. После молебна, патриарх указал облачить Ивана и Петра в царские одежды, после чего с молитвой надел на царей кресты и бармы. На головы царей патриарх торжественно возложил венцы, вручил им державы и скипетры. Боговенчанным государям пропели многолетие. Затем патриарх произнес поучение царям: призвал их свято хранить православную веру, подданных своих любить и жаловать, делать все по суду правому и помнить о суде Божьем.
Перед церемонией миропомазания на них надели золотые цепи. У царских врат перед иконостасом патриарх Иоаким, после того как с них сняли шапки-венцы и бармы, помазывал каждого из них «святым миром на челе и на затылке и на ланитах и на руках и на сердце». Затем на царевичей вновь надели Шапки и бармы и, «облача их, препоясали лентием».
По совершении миропомазания ризничие ввели царей под руки в алтарь, и там перед престолом Всевышнего, они приняла святое причастие. По окончании литургии Иван и Петр вышли на площадь и прошли в Архангельский собор, где поклонились праху предков. В Благовещенском соборе – домовом храме московских государей – братья целовали святые иконы. На выходе из храмов царей осыпали золотыми монетами. Торжественный пир для духовенства, бояр и окольничих завершал церемонию. Москва праздновала, не зная о том, что венчание на царство по старинному обряду свершается последний раз в истории Руси.
Портрет царевича Петра Алексеевича (?)
Россия, конец XVII – XVIII в.
Неизвестный художник.
Холст; масло.
Изображение царевича является самым ранним из дошедших до нашего времени детских портретов в русском искусстве. Во второй половине XVIII в. портрет входил в состав династической серии изображений членов дома Романовых, собранной по заказу графа Г.Г. Орлова в подаренном ему императрицей Екатериной II Мраморном дворце в Санкт-Петербурге. В описи Мраморного дворца 1786 г. изображенное лицо определяется как Петр I, что соответствует имеющейся на обороте холста надписи «Петр I в малолетстве». Однако восходящие к данному иконографическому типу многочисленные детские царские портреты, создававшиеся в XVIII–XIX вв., бытовали не только с именем будущего императора Петра I, но и другого наследника престола – рано умершего старшего сына царя Алексея Михайловича от его первого брака с Марией Ильиничной Милославской, царевича Алексея Алексеевича.
Шапка Мономаха второго наряда
Москва, мастерские Кремля, 1682
Золото, рубин, сапфиры, изумруды, турмалины, сердолик, жемчуг, бархат; чеканка, литье, резьба
Торжественное венчание на царство Ивана и Петра Алексеевичей прошло в Успенском соборе Московского Кремля 25 июня 1682 г. Во время церемонии среди прочих регалий на братьев были возложены царские венцы: на Ивана – старинная Шапка Мономаха, на Петра – специально сделанный по этому поводу новый венец, получивший название Шапки Мономаха второго наряда.
Как и древняя Шапка Мономаха, новый венец состоит из тульи и округлого навершия, увенчанного четырехконечным крестом с жемчужинами. Сходство венцов прослеживается также в одинаковом оформлении их наверший. Однако на Шапке Мономаха второго наряда пластины тульи оставлены гладкими, в отличие от древнего памятника, тулья которого декорирована золотой филигранью.
Крест наперсный царя Петра Алексеевича
Москва, мастерские Кремля, 1672–1689; накладной крест – Западная Европа, конец XVI в.
Золото, алмазы, изумруды; литье, чеканка, эмаль, резьба.
Драгоценные наперсные кресты являлись необходимой принадлежностью царского облачения. Представленный золотой крест принадлежал царю Петру Алексеевичу. В центре его лицевой стороны помещен четырехконечный накладной крест, украшенный изумрудами. Форма и характер оформления изумрудного креста позволяют отнести его к работе западноевропейских ювелиров конца XVI в. При этом резное Распятие на одном из изумрудов и резная надпись «ника» на другом выдают руку русского мастера и могут быть датированы последними десятилетиями XVII столетия.
Крест наперсный царя Петра Алексеевича
Москва, мастерские Кремля, 1672–1689; накладной крест – Западная Европа, конец XVI в.
Золото, алмазы, изумруды; литье, чеканка, эмаль, резьба. (Оборотная сторона).
В центре оборотной стороны креста в обрамлении пышного цветочного эмалевого орнамента цветными эмалями выполнено фронтальное изображение апостола Петра с традиционными атрибутами в руках – свитком и ключом. Апостол Петр был небесным покровителем царя Петра Алексеевича, которого крестили спустя месяц после его рождения, 29 июня 1672 г., в день памяти святого.
В архивных документах этот крест впервые упоминается в Описи царского наряда и платья царя Петра Алексеевича 1689 г. Таким образом, крест мог быть создан между 1672 и 1689 гг., возможно, в 1682 г. ко дню венчания на царство Петра Алексеевича.
Скипетр царя Петра Алексеевича
Москва, мастерские Кремля, 1680-е гг.
Золото, камни драгоценные, жемчуг; литье, чеканка, резьба.
Золотой скипетр царя Петра Алексеевича был выполнен в 1680-х годах в мастерских Московского Кремля. И своей формой и рядом деталей он близок скипетру конца XVI века, который был использован в церемонии венчания на царство Михаила Романова - деда Петра, затем его отца Алексея Михайловича и старшего брата Ивана Алексеевича.
Трон двойной
Мастерские Московского Кремля, 1682-1684 гг.
Серебро; дерево; литье, чеканка, резьба, гравировка, золочение.
Принадлежал царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу.
Двойной трон был изготовлен в придворных кремлевских мастерских по случаю венчания на царство братьев-соправителей Ивана и Петра. На его изготовление пошло более двухсот килограммов серебра. Трон своей конструкцией и размерами вызывает ассоциации с архитектурным сооружением.
Изощренной форме трона соответствует сложное декоративное оформление, позволяющее говорить о нем как об исключительном памятнике искусства барокко. Братья лишь номинально считались царями. Фактической правительницей страны и всевластной регентшей при них была их старшая сестра, царевна Софья Алексеевна. Двойной по названию, на самом деле, трон был тройным. Не вполне доверяя государственному уму малолетних монархов, бояре предусмотрели за спинкой трона тайное место – для наставников царей. Чаше всего его занимала Софья, которая помогала, а то и просто руководила своими царственными братьями во время официальных церемоний. Необходимые наставления и советы передавались через оконце, прорезанное в спинке трона над местом Петра Алексеевича и драпировавшееся бархатом.
Платно царя Петра Алексеевича
Москва, мастерские Кремля, 1691; аксамит – Венеция, XVII в.; кружево золотное – Западная Европа, XVII в.
Аксамит, объярь, кружево; ткачество, плетение.
Платно являлось парадным царским одеянием, предназначавшимся для торжественных официальных церемоний: венчания на царство, больших праздничных выходов, придворных приемов и встреч иностранных послов. В таком качестве оно впервые упоминается в Описи царского платья 1628 г. и до конца XVII в. сохраняет это значение. В основных чертах кроя – отсутствии воротника, широких рукавах, длине до щиколотки – платно имеет прямые аналогии с далматиком, выходным одеянием византийских императоров. Это не было случайностью: объявив себя наследниками византийского православия, московские цари перенесли на русскую почву многое из официальной византийской обрядности, в том числе и форму самого торжественного одеяния правителя.