Иконы "Деисуса" были привезены в Благовещенский собор в середине XVI в. вместе с иконами праздничного ряда. Они являются выдающимися произведениями древнерусской живописи конца XIV – начала XV в., ключевыми памятниками искусства великокняжеской Москвы эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. В составе этих комплексов сохранились также очень важные в историко-культурном и художественном отношениях произведения времени митрополита Макария и царя Ивана IV Грозного – иконы столпников Даниила и Симеона. Они были созданы в период восстановительных работ в Благовещенском соборе после пожара 1547 г. теми же мастерами, которые выполнили настенные росписи; об этом свидетельствует стилистическое сходство произведений.
Благовещенский "Деисус" является самым ранним среди дошедших до наших дней иконостасных комплексов. Будучи "первообразцом" для икон деисусных чинов, создававшихся в Москве и других культурных центрах Древней Руси, "Деисус" Благовещенского собора имеет первостепенное значение для изучения состава, иконографии и художественных особенностей иконостасов XV в. Благодаря высокому богословскому содержанию образов, воплощенному в совершенных художественных формах, и первостепенному историко-культурному значению, этот комплекс представляет собой яркое и во многом уникальное явление духовной жизни Древней Руси.