Деисусный чин Благовещенского собораИконы "Деисуса" были привезены в Благовещенский собор в середине XVI в. вместе с иконами празднич­ного ряда. Они являются выдающимися произведениями древнерусской живописи конца XIV  начала XV в., ключевыми памятниками искусства великокняжес­кой Москвы эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. В составе этих комплексов сохра­нились также очень важные в историко-культурном и художественном отношениях произведения времени митрополита Макария и царя Ивана IV Грозного  иконы столпников Даниила и Симеона.  Они были созданы в период вос­становительных работ в Благовещенском соборе после пожара 1547 г. теми же мастера­ми, которые выполнили настенные росписи; об этом свидетельствует стилистическое сходство произведений.

Благовещенский "Деисус" является самым ранним среди дошедших до наших дней иконо­стасных комплексов. Будучи "первообразцом" для икон деисусных чинов, создававшихся в Москве и других культурных центрах Древней Руси, "Деисус"  Благовещенского собора имеет первостепенное значение для изучения состава, иконографии и художественных особенностей иконостасов XV в. Благодаря высокому богословскому содержанию образов, воплощенному в совершенных художе­ственных формах, и первостепенному историко-культурному значению, этот ком­плекс представляет собой яркое и во многом уникальное явление духовной жизни Древней Руси.

 
вверх