На выставке наиболее репрезентативно представлены работы московских мастеров конца XIVXVII веков. Объясняется это не только «географическим положением» памятников, но и той первенствующей ролью, которую на протяжении веков играла Москва в развитии различных видов пластики.

Именно в Москве была выполнена и сохранилась древняя деревянная статуя святого Георгия рубежа XIVXV веков. Москва XVI века представлена уникальным произведением – Царским резным моленным местом 1551 года.

Наиболее значительные произведения деревянной скульптуры XVII в., особенно второй его половины, созданы мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Среди них особое место занимают резные образы московских святителей, которые, согласно источникам XIX века, являлись крышками их гробниц в Успенском соборе Кремля.

 

01# Крышка раки «Святитель московский Петр»Крышка раки «Святитель московский Петр»

Москва, мастера Оружейной палаты, последняя четверть XVII в.
Горельеф.
Дерево, левкас; резьба и тиснение по левкасу, темпера.

Изготовлена, по сведениям И. М. Снегирева, для Успенского собора Московского Кремля, где стояла при раках святителей московских и откуда при митрополите Платоне (17751812) была перенесена в церковь Тихвинской Божьей Матери села Алексеевского. В этой церкви была обнаружена Н. Н. Соболевым; поступила в 1924 г.

Святитель Петр представлен в рост, с закрытым Евангелием в левой руке, правая рука сложена в двуперстном благословении. На нем святительское облачение: саккос с омофором и палицей и клобук. Под правой рукой Петра – выпуклая ромбовидная палица с крестом и тремя кистями. В левой руке Петра под Евангелием – зеленый плат, свисающий длинной складкой. Голова Петра крупная, лик с грубоватыми, но выразительными чертами – большими, чуть удлиненными глазами, коротким широким и прямым носом.

Почти вся фигура святителя вместе с фоновой доской вырезана из одного массива липы. Некоторые объемные детали – руки, Евангелие, ступни – вырезаны отдельно. 

 

02# Икона «Святой Георгий»Икона «Святой Георгий»

Москва, конец XIV  начало XV в.
Горельеф.
Дерево, серебро, левкас; резьба, темпера, басма.

Была обнаружена Н. Н. Померанцевым на чердаке Синодальной конторы в Московском Кремле в 1918 году и тогда же вошла в музейное собрание.

Святой представлен в рост в воинском облачении. Судя по положению рук воина, в его поднятой правой руке было копье, левая, вероятно, опиралась на щит или держала меч. Среди других скульптурных изображений святого Георгия, известных в древнерусской пластике, это – единственное, где он представлен не на коне, в образе змееборца, а в рост, в торжественном предстоянии. Аналогии имеются лишь среди редких образцов византийской деревянной скульптуры. Памятник является одним из древнейших образцов деревянных резных икон, созданных в Москве. Подобные скульптуры стояли в храмах в специальных киотах, где им поклонялись так же, как иконам. Очевидно, образ святого Георгия пользовался большим почитанием: безнадежно поврежденный пожаром, он, однако, был бережно спрятан на чердаке одного из зданий Кремля, где его обнаружили музейные сотрудники в 1919 году.

Вся фигура, за исключением рук, ступней и части нимба, вырезана из цельного ствола липы. Руки, состоящие из двух частей (плечо и предплечье), вырезались и крепились отдельно. Рельеф очень высокий в отдельных частях (руки, ноги) решен как круглая скульптура.  

06# Крышка раки «Святитель московский Филипп»

Крышка раки «Святитель московский Филипп»

Москва, мастера Оружейной палаты, последняя четверть XVII в.
Горельеф.
Дерево, левкас; резьба и тиснение по левкасу, темпера.

Изготовлена, по сведениям И. М. Снегирева, для Успенского собора Московского Кремля, где стояла при раках святителей московских и откуда при митрополите Платоне (17751812) была перенесена в церковь Тихвинской Божьей Матери села Алексеевского. В этой церкви была обнаружена Н. Н. Соболевым; поступила в 1924 г.

Святитель Филипп представлен в рост. Правой рукой он двуперстно благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие с фрагментарно сохранившимся текстом. На нем святительское облачение. В левой руке под Евангелием  свисающий двумя концами черный плат. На голове Филиппа высокая святительская шапка-митра, украшенная резным венцом в виде диадемы. Лик Филиппа с большими, чуть удлиненными глазами, коротким широким и прямым носом и крупным, несколько ассиметричным ртом. Основой горельефа служат три фоновые доски.

Центральная доска с фигурой вырезана из цельного массива липы. К двум боковым узким доскам прикреплены вырезанные отдельно фрагменты рукавов саккоса и боковых складок стихаря. Накладными деталями являются также правая рука Филиппа, пальцы левой, Евангелие, ступни ног и, возможно, голова.

05# Крышка раки «Святитель Московский Иона». Ракурс.

Крышка раки «Святитель Московский Иона»

Москва, мастера Оружейной палаты, последняя четверть XVII в.
Горельеф.
Дерево, левкас; резьба и тиснение по левкасу, темпера.

Изготовлена, по сведениям И. М. Снегирева, для Успенского собора Московского Кремля, где стояла при раках святителей московских и откуда при митрополите Платоне (17751812) была перенесена в церковь Тихвинской Божьей Матери села Алексеевского. В этой церкви была обнаружена Н. Н. Соболевым; поступила в 1924 г.

Святитель Иона представлен в рост с закрытым Евангелием в левой руке, правая рука сложена в двуперстном благословении. На нем полное святительское облачение. В левой руке Ионы, под Евангелием, плат, декорированный мелкой насечкой по левкасу и позолотой. На голове Ионы святительская шапка с остатками позолоты. Лик Ионы продолговатый, с правильными чертами, длинным прямым носом трактован очень индивидуально. Изображение вырезано из цельного массива дерева (липа). Объемно выполненные голова, ступни, кисти рук и Евангелие, вырезаны отдельно и закреплены с помощью клея и деревянных шкантов. Вся поверхность горельефа покрыта левкасом.

Изображение вырезано из цельного массива дерева (липа). Объемно выполненные голова, ступни, кисти рук и Евангелие вырезаны отдельно. 

 

06# Икона «Святой Великомученик Никита, побивающий беса, со сценами мучений»Икона «Святой Великомученик Никита, побивающий беса, со сценами мучений»

Москва, начало XVII в.
Горельеф.
Живопись клейм 1771 г.
Дерево, левкас;
 резьба, тиснение по левкасу, темпера, масло.


Поступила из церкви Святого Никиты мученика на Новокузнецкой улице в Москве в 1930 г.

Литературная основа иконографии – эпизод из апокрифического Сказания «Никитино мучение», повествующего о Никите, сыне императора Максимиана, замученном отцом за приверженность к христианской вере. Горельефное изображение представляет святого Никиту, побивающего беса, в облике воина. В отличие от всех известных изображений сюжета «Никита, побивающий беса», в горельефной иконе представлен не драматический момент борьбы, а торжество победы. Необычность иконографического решения может быть объяснена условиями заказа. Памятник создавался, вероятно, как храмовый образ, то есть должен был быть репрезентативным и в то же время подчеркивать значение святого Никиты как помощника в борьбе с бесами, изображая известный апокрифический эпизод.

Изображение горельефное, с элементами круглой скульптуры (руки от предплечья, ноги, цепь). Фигура вырезана из цельного куска дерева (липа).

 

06# Крышка раки «Святитель Алексей (Феогност?)»Крышка раки «Святитель Алексей (Феогност?)»

Москва, мастера Оружейной палаты, последняя четверть XVII в.
Горельеф.
Дерево, левкас; резьба и тиснение по левкасу, темпера.

Изготовлена, по сведениям И. М. Снегирева, для Успенского собора Московского Кремля, где стояла при раках святителей московских и откуда при митрополите Платоне (17751812) была перенесена в церковь Тихвинской Божьей Матери села Алексеевского. В этой церкви была обнаружена Н. Н. Соболевым; поступила в 1924 г.

Святитель Алексей (Феогност) представлен в рост с закрытым Евангелием в левой руке, правой благословляет двуперстно. На нем святительское облачение: саккос с омофором и клобук. Евангелие с двумя застежками. На ногах святителя черные сапоги. Лик с узким прямым носом и небольшими удлиненными глазами. Нимб позолочен. Горельеф вырезан и закреплен на трех вертикальных досках.

Центральная широкая доска с фигурой вырезана из цельного массива липы. По сторонам две узкие фоновые доски. Отдельно вырезаны и закреплены голова с клобуком, нимб, Евангелие, руки, состоящие из нескольких фрагментов, рукава саккоса, ступни, орнаментальные боковые полосы на саккосе. 

 

07# Икона «Богоматерь Страстная»Икона «Богоматерь Страстная»

Москва (?), вторая половина XVII в.
Горельеф.
Дерево, левкас; резьба, темпера.

Приобретена в магазине старинных икон Н. М. Вострякова в Москве в 1925 г.

Происхождение иконографического типа Богоматери «Страстной» исследователи связывают с итало-греческой иконописью XV века. Пути ее проникновения на Русь проходили через Далмацию, Сербию, Молдовалахию и Галич, а также через торговые города Крыма. На Руси иконы этого типа известны с XVI века. В середине XVII века в Москве прославилась чудесами икона Богоматерь Страстная, в честь которой был выстроен Страстной монастырь.

Деревянный рельеф воспроизводит поясное изображение Богоматери с Младенцем, сидящим на ее левой руке, созерцающим орудия Страстей, несомые ангелами. В этой резной иконе фигурки ангелов, вероятно закрепленные на стенке киота, не сохранились, как и сам киот. Испуг Младенца выражается его порывистым движением к Матери, жестом рук, обхватывающих пальцы ее правой руки, резким поворотом головы. Характерная деталь – сандалия, падающая с правой ножки Христа.

Икона вырезана из двух липовых досок. 

 

08# Царское Моленное (Церковное) местоЦарское Моленное (Церковное) место

Москва, московские и новгородские мастера, 1551 г.
Дерево (липа), левкас, золотный атлас; плотницкая, столярная работа, резьба (объемная, барельефная, прорезная), темпера, позолота, серебрение.

Находится в Успенском соборе Московского Кремля с 1551 г.

Моленное место первого русского царя Ивана Грозного – единственный в своем роде памятник древнерусской пластики. Монументальное сооружение высотой 6.5 метра имеет форму четверика с глухими стенками, поставленного на опоры в виде фигур зверей. Над четвериком на резных колонках утвержден восьмигранный шатер. Он украшен рядами кокошников и увенчан российским гербом. Для создания и украшения царского места русские мастера с большим искусством использовали широчайший спектр приемов резьбы по дереву.

Главная идея сооружения  богоизбранность власти русских царей и ее преемственность от византийских императоров. Эта идея излагается в резной надписи на створках двери. А ее изобразительным эквивалентом служат барельефы на стенках четверика, иллюстрирующие основные эпизоды Сказания о князьях Владимирских. В этом литературном произведении XVI века утверждалось, что еще в XII столетии киевский князь Владимир Мономах получил от византийского императора Константина Мономаха символы самодержавной власти, что являлось весомым аргументом в вопросе о законности сана первого русского царя. Отсюда и старинное название этого уникального памятника русской истории и искусства  Мономахов трон.

 

09# Икона «Никола Можайский»Икона «Никола Можайский»

Москва, мастера Оружейной палаты, середина XVII в.
Горельеф.
Дерево (липа), левкас; резьба, тиснение по левкасу, темпера.

Происходит из храма Николы Гостунского в Московском Кремле.

Изображение святителя Николая Мирликийского в рост, с мечом и градом в руках, носит наименование «Можайский», по месту происхождения древнейшего чтимого образа. Имеется в виду деревянная статуя Николы Можайского XIV века из Никольского собора города Можайска, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Создание статуи связано с местной легендой о явлении святителя Николая во время осады Можайска неприятелем. Святой явился на воздухе с мечом в одной руке, держа в другой изображение города с храмом, в знак покровительства и защиты. Устрашенный неприятель бежал, а благодарные жители сделали деревянную статую святого. С тех пор образ Николы Можайского получил на Руси повсеместное почитание как образ защитника русских городов. Кремлевский горельеф по своим технологическим приемам продолжает традиции ранних изображений – таких, как упоминавшийся «Никола Можайский» XIV в. и «Никола Можайский» XVI в из Пскова.

Образ святого и часть нимба вырезаны из цельного массива липового дерева. Передняя часть головы, руки от плеч, ступни, полы фелони, меч и город вырезаны отдельно. Изображение выполнено в высоком рельефе с элементами круглой скульптуры (предплечья и кисти рук, город, меч). 

 

10# Запрестольный образ «Распятие»Запрестольный образ «Распятие»

Москва, резчики Оружейной палаты (старец Ипполит?), роcпись - Карп Золотарев, Василий Познанский(?), 1680 г.
Рельеф.
Дерево (кипарис), белый камень (?), серебро; резьба, масляная роспись, литье, чеканка, позолота.

Находится в своем первоначальном месте в алтаре церкви Воскресения Христова (Воскресения Словущего) в Большом Кремлевском дворце.

Фигура Христа помещена на кресте чуть ниже средокрестия. Фигура Христа стройных пропорций, лик продолговатый, с прямым носом и небольшим плотно сжатым ртом. Ноги и руки Христа пробиты четырьмя гвоздями с четырехгранными шляпками. На руках и ногах, на лбу и правом боку Христа изображены истекающие из ран струйки крови. Крест «Распятия» семиконечный, из толстых досок, обложенных тонкими пластинами дерева, покрытыми в несколько слоев олифой. На обороте креста – роспись масляными красками с изображениями орудий страстей: колонны с привязанной к ней веревкой, трости и копья, гвоздей, а также рассыпанных серебряников и серебряных сосудов. Крест утвержден на каменной Голгофе, представленной в виде горки камней, раскрашенных черной краской. Фигура Христа почти целиком вырезана из кипарисовой доски с небольшими вставками дерева. Руки от плеч вырезаны отдельно, места крепления их к плечам хорошо видны.

Изображение выполнено в рельефе. Более выпукло, почти в половину объема, проработаны голова и руки, кисти которых, а также пальцы ног выполнены как круглая скульптура.

 

11# Икона «Распятие (Голгофа)»Икона «Распятие (Голгофа)»

Москва, мастера Оружейной палаты, последняя четверть XVII в.
Горельеф.
Дерево, резьба, левкас; темпера, масло.

Происходит из церкви во имя Святителя Алексея Чудова монастыря в Московском Кремле. Передана в ГИМ в 1922 г. Возвращена в Кремль в 1930 г.

Многофигурная горельефная икона, заключенная в прямоугольную глубокую раму, изображает Распятие Христа и двух разбойников на Голгофе – тот момент, когда конный воин пронзает копьем грудь Христа. Композиция в своей центральной части восходит к гравюре Б. Болсверта с картины П. Рубенса «Удар копьем» 1620 года. Русские резчики XVII века знакомились с западной иконографией преимущественно по гравюрам, которые в виде отдельных листов, в составе иностранных лицевых Библий, а также львовских и киевских изданий, имели широкое хождение и в качестве образца служили резчикам и иконописцам. В стилистическом отношении памятник можно отнести к образцам раннего русского барокко.

Фигуры вырезаны из липы в технике объёмной накладной резьбы. 

12# Запрестольный образ «Распятие»Запрестольный образ «Распятие»

Москва, резчики Оружейной палаты, конец XVII в.
Рельеф.
Дерево, серебро; резьба, масляная роспись, литье, чеканка, позолота.

Находится в алтаре церкви Воздвижения Креста Господня (Распятской) в Большом Кремлевском дворце.

Фигура Христа помещена на кресте чуть ниже средокрестия. Христос представлен умершим, голова склонена к правому плечу. Лик округлый, с мелкими чертами, нос тонкий, прямой, глаза закрыты. Ноги и руки Христа пробиты четырьмя гвоздями с гранеными шляпками. На руках и ногах, на лбу и правом боку Христа изображены стекающие из ран струйки крови. Крест «Распятия» семиконечный, покрытый темно-коричневой масляной краской.

Фигура Христа вырезана из кипарисовой доски в технике многопланового рельефа менее чем в половину объема. Более объемны голова и руки, а кисти рук и стопы ног выполнены уже в технике круглой скульптуры. Руки вырезаны из отдельных кусков дерева, места их крепления у плеч хорошо видны. Роспись рельефа выполнена масляной краской.

 

13#Икона Икона «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом». Деталь 

Москва, резчики Оружейной палаты под руководством Клима Михайлова, роспись – Иван Салтанов, 1670–1680 гг.
Круглая скульптура. Навершие иконостаса. Фигура Христа. 
Дерево, левкас; резьба, темпера, позолота, серебрение, цветные лаки. 

Находится на своем первоначальном месте в иконостасе церкви Воскресения Словущего в Большом Кремлевском дворце. 

Скульптурная композиция "Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом" состоит из трех фигур, каждая из которых установлена на отдельном постаменте наверху иконостаса. В центре на прямоугольной подставке семиконечный крест с распятым Христом. Пригвожденные руки слегка приподняты, ладони раскрыты. Ноги, пробитые двумя гвоздями, согнуты в коленях. Голова в терновом венце склонена вперед, пряди вьющихся волос симметрично лежат на плечах. Лик Христа продолговатый, с крупным прямым носом, обрамлен небольшой округлой бородой; усы тонкие, длинные. Глаза Христа закрыты, выражение лица спокойное. Крест утвержден на Голгофе, изображенной в виде невысокого каменистого холма черного цвета с круголой пещерой в центре. В углублении пещеры видна глава Адама. 

Фигура Христа выполнена в технике круглой скульптуры, однако тыльная часть торса слегка стесана. Руки от плеч вырезаны отдельно, места их прикрепления хорошо просматриваются. Роспись выполнена темперой по левкасу. 

 

14#Икона Икона «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом». Деталь 

Москва, резчики Оружейной палаты под руководством Клима Михайлова, роспись – Иван Салтанов, 1670–1680 гг.
Круглая скульптура. Навершие иконостаса. Фигура Богоматери. 
Дерево, левкас; резьба, темпера, позолота, серебрение, цветные лаки. 

Находится на своем первоначальном месте в иконостасе церкви Воскресения Словущего в Большом Кремлевском дворце. 

Скульптурная композиция "Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом" состоит из трех фигур, каждая из которых установлена на отдельном постаменте наверху иконостаса. Слева от Распятия – Богоматерь, представленная в рост, в полуобороте вправо. Её руки крестообразно сложены на груди. Она облачена в зеленый хитон, расписаный в технике цветного лака по серебрению. Пверхность хитона украшена тонкими орнаментами растительного характера, выполненными зеленой краской. Плечи и грудь Богоматери покрывает позолоченный мафорий, ниспадающй до земли волнистыми складками. В складках мафорий прописн по золоту малиновым лаком и украшен тонким растительным орнаментом. Распущенные по плечам волосы покрыты небольшим платом, плотно прилегающим к голове, расписанным по серебрению зеленым лаком. 

Фигура Богоматери выпонена в технике круглой скульптуры. 

 

15#Икона Икона «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом». Деталь 

Москва, резчики Оружейной палаты под руководством Клима Михайлова, роспись – Иван Салтанов, 1670–1680 гг.
Круглая скульптура. Навершие иконостаса. Фигура Иоанна Богослова. 
Дерево, левкас; резьба, темпера, позолота, серебрение, цветные лаки. 

Находится на своем первоначальном месте в иконостасе церкви Воскресения Словущего в Большом Кремлевском дворце. 

Скульптурная композиция "Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом" состоит из трех фигур, каждая из которых установлена на отдельном постаменте наверху иконостаса. Справа от креста представлен в рост, в полуобороте влево Иоанн Богослов. Голова его поднята и обращена к Распятию, руки прижаты к груди. Он облачён в длинный зеленый хитон, расписанный зеленым лаком по серебрению, и золочёный плащ. Длинные волосы, покрытые чёрной краской, оставляющие открытыми уши, локонами спускаются за спину. Из-под одеяния видны ступни босых ног. Роспись исполнена темперой по левкасу с обильным использованием в одеждах цветных лаков по позолоте и серебрению, что характерно для декоративной резьбы всего иконостаса. 

Фигура Иоанна Богослова выполнена в технике круглой скульптуры. 

 

16#Икона Икона «Богоматерь Владимирская»

Москва, вторая половина XVII в. 
Барельеф.
Дерево, левкас; резьба, темпера.

Богоматерь представлена в легком склонении к Младенцу, сидящему на ее правой руке. Левая рука Богоматери раскрыта перед грудью в молитвенном жесте. Младенец изображен в повороте вправо, он обнимает руками шею Богоматери. Его правая ножка вытянута, левая подогнута. Мафорий Богоматери и хитон Младенца розовато-вишневого цвета. На левой руке Богоматери виден рукав зеленого хитона с вишневыми поручами. Чепец также зеленого цвета. Лики с правильными, некрупными чертами. Глаза Богоматери слегка выпуклые, миндалевидной формы с коричневой радужкой. 

Икона вырезана на одной доске. Рельеф невысокий, многоплановый. Лики также выполнены в невысоком рельефе. Резчик едва намечает выпуклости щек, легкие углубления вокруг глаз и носа. Роспись выполнена темперой по левкасу. Тыльная сторона гладкая, со следами обработки топором. 

 

17#Икона Икона «Богоматерь Страстная»

Москва, резчики Оружейной палаты (?), конец XVII в. 
Горельеф.
Дерево, левкас; резьба, темпера.

Изображение Богоматери поясное, фронтальное, голова в легком повороте вправо. На левой руке Богоматери сидит Младенец Христос, его правая рука раскрыта перед грудью. Богоматерь облачена в хитон и мафорий, голову покрывает спускающий на плечи плат (убрус). Хитон Богоматери темно-зеленый, ворот и зарукавья украшены имитацией шитья с драгоценными камнями и жемчугом, выполненной черной, белой и красной красками по золотому фону. 

Младенец Христос сидит, обернувшись вправо. Его левая рука лежит на кисти правой руки Богоматери, правая обхватывает ее большой палец. Ноги Младенца согнуты так, что видна подошва левой ноги. Хитон Христа прописан зеленой, гиматий оранжево-красной краской. Оплечье хитона украшено имитацией жемчужного шиться, выполненной белой и черной красками по золоту. Лики Богоматери и Христа отличаются несколько утрированной экспрессивностью.

Икона вырезана из части цельного липового ствола. Некоторые детали, выполненные в технике круглой скульптуры, вырезались и крепились отдельно. Мастер использует разнообразные приемы – от плоскорельефной резьбы до круглой скульптуры. Роспись выполнена темперой по левкасу. Тыльная сторона иконы гладкая, со следами обработки топором.  

 

18#Икона Икона «Богоматерь Страстная»

Москва (?), конец XVII – начало XVIII в. 
Горельеф.
Дерево, левкас, шёлк; резьба, темпера.


Изображение Богоматери поясное, в легком повороте вправо, с Младенцем, сидящим на ее левой руке. Правая рука согнута и раскрыта перед грудью. Богоматерь облачена в хитон и мафорий, её голову покрывает спускающийся на плечи плат (убрус), концы которого сходятся на груди. Хитон темено-зеленого цвета, по вороту и краю рукава украшен орнаментом геометрического характера, выполненным тонкими белильными линиями. Плат оливково-зеленый, с каймой из тонких охристых линий. Младенец Христос сидит в повороте влево, лик повернут вправо. Его руки лежат на кисти правой руки Богоматери, правая рука охватывает ее большой палец. Хитон Христа темно-зеленый, каймы на рукавах аналогичны каймам убруса Богоматери. Гиматий розовый. Лики с подчеркнуто скорбным выражением: близко поставленные большие, выпуклые, миндалевидной формы глаза, брови подняты и сведены у переносицы, углы рта опущены.

Икона вырезана из толстой доски, объемные детали – накладные. Роспись выполнена темперой по левкасу.  

 

19#Икона Икона «Богоматерь Млекопитательница»

Москва, конец XVIII в. 
Горельеф.

Дерево, левкас; резьба, масло. 

Изображение Богоматери поясное. Обеими руками она поддерживает Младенца, полулежащего на ее левом плече. Голова Богоматери склонена к Младенцу. Она облачена в темно-вишневый мафорий и темно-зеленый хитон с золотым оплечьем и поручами. Младенец, припав к груди Богоматери, держит ее обеими руками. Он облачен в длинный темно-зеленый хитон. Лик Богоматери округлый, с широким длинным носом, выступающим подбородком и маленьким ртом. Голова Младенца с короткими черными кудрями.

Полуфигура Богоматери вырезана из древесного блока с горизонтальным расположением волокон в технике горельефа. Некоторые части изображения – голова, руки и стопы Младенца, кисти рук Богоматери – выполнены как круглая скульптура и, вероятно, вырезались отдельно. Роспись выполнена масляными красками по левкасному грунту. Тыльная сторона и торцы обработаны стамеской и долотом. 

 
вверх