На выставке представлены произведения деревянной скульптуры таких признанных художественных центров, как Новгород Великий, Ростов Великий и Переславль-Залесский.

Уникальные памятники работы новгородских мастеров XVI века  икона «Снятие с креста», икона-складень – походная церковь, икона «Чудо Георгия о змие с Деисусом и избранными святыми» отражают сложность и многогранность художественной жизни древнего Новгорода. Своеобразный художественный почерк объединяет резные иконы Ростова Великого XVI века  «Ростовские святые с Николой Чудотворцем и Спасом Еммануилом», «Богоматерь «Знамение» с символами евангелистов» и «Явление ангела женам-мироносицам». Все они вышли, вероятно, из одной ростовской мастерской, работавшей на протяжении нескольких десятилетий XVI века.

Переславль-Залесский представлен тремя иконами конца XVII начала XVIII века  «Распятие», «Богоматерь» и «Иоанн Богослов». Иконы составляли скульптурную композицию, которая предназначалась для навершия иконостаса Петровского дворца в Переславле-Залесском.

 

01# Чудо Георгия о змие, с Деисусом и избранными святымиИкона "Чудо Георгия о змие, с Деисусом и избранными святыми"

Икона.
Новгород, начало XVI в. Рельеф.
Дерево; резьба, темпера.

Приобретена для Исторического музея на торгу в Москве в 1898 г. Передана из ГИМ в 1931 г.

«Чудо Георгия о змие»  один из наиболее распространенных сюжетов древнерусской пластики, известный по множеству памятников скульптуры, литья и мелкой пластики XIV–XVII вв. В данном памятнике представлен краткий извод со спокойно шагающим конем. Именно такой извод получает большое распространение в Новгороде и его провинциях, отражая приверженность новгородцев к лаконичным, четким композициям. Георгий принадлежал к числу наиболее почитаемых святых, поэтому изображение «Чуда» часто дается в окружении Деисуса и избранных святых, что усиливало охранительный смысл образа. Помещение в средник полуфигуры мученика Стефана можно объяснить либо его патрональным характером, либо тем, что икона была «путным» образом и Стефан представлен здесь как покровитель путешественников, «попутчик», как он именуется в народных святцах. Характер резьбы иконы близок народным традициям. Сохранились незначительные следы яркой раскраски иконы – красным, синим и белым цветом.

Рельеф вырезан на одной липовой доске. 

02# Икона «Снятие с креста»

Икона «Снятие с креста»

Новгород, первая половина XVI в.
Рельеф.
Дерево, серебро; резьба, темпера.

Происходит из личной коллекции великого князя Сергея Александровича. После его смерти (1905) хранилась в храме-усыпальнице в Чудовом монастыре Московского Кремля. В центре композиции – семиконечный крест, с которого Иосиф Аримафейский снимает тело Христа, изображенное в сильном изгибе. Богоматерь, стоящая на высоком подножии слева от креста, обнимает голову Иисуса. За нею – две жены-мироносицы. Один из учеников поддерживает ноги Христа. В правой части иконы – Иоанн Богослов. Ниже – коленопреклоненный Никодим, вынимающий клещами гвоздь из ноги Иисуса. Вверху по сторонам креста – две фигуры парящих плачущих ангелов. Крест утвержден на Голгофе с главой Адама у подножия. Иконографической особенностью иконы является расположение жен-мироносиц слева, а Иоанна Богослова – справа от креста, в позе, напоминающей ту, в которой он предстоит в сцене «Распятия». Эта традиция восходит к ранним византийским изображениям «Снятия с креста».

Икона вырезана на двух кипарисовых досках. Рельеф высокий, многоплановый. 

Икона Икона «Мученики Флор, Лавр, Архангел Михаил и Илья Пророк»

Новгород, первая половина XVI в.
Рельеф.
Дерево; резьба.

Происходит из коллекции П. П. Щукина. Передана в ГИМ в 1931 г. 

Святые изображены в рост, фронтально. Флор и Лавр с четырехконечными мученическими крестами в руках облачены в длинные хитоны. У Флора и Лавра одинаковые широкоскулые лица с высоим лбом, выпуклыми глазами. Святые отличаются друг от друга только длиной бороды – у Флора она несколько длинней. Архангел Михаил, представленный в легком наклоне вправо, держит в согнутой руке поднятый меч, в левой – ножны. Фигура пророка Ильи крупнее, чем другие, она как бы выдвинута на передний план и кажется несколько срезанной снизу. Лик Ильи повторяет тип ликов Флора и Лавра. 

Икона вырезана на одной кипарисовой доске. Рельеф высокий, многоплановый.  

08# Деисус, праздники, пророки, избранные святые

Деисус, праздники, пророки, избранные святые

Икона-складень (походная церковь).
Новгород, вторая  третья четверть XVI в.
Рельеф.
Дерево; резьба.

Приобретена для Исторического музея на торгу в Москве в 1899 году. Передана из ГИМ в 1931 г.

Четырехчастный складень представляет собой миниатюрный четырехъярусный иконостас. Такие складни (складные иконы) брали с собой в путешествие воины и купцы. Подбор изображений складня отвечал его назначению – обеспечить покровительство и защиту в пути. Здесь помимо главной композиции Деисуса, представлены Никола – покровитель во всех делах, в том числе и в путешествиях, мученик Стефан – «попутчик» народных святцев, покровители воинов – архангел Михаил, мученики Георгий и Дмитрий, Борис и Глеб. Эта «небесная рать» в Новгороде покровительствовала и торговым делам. Кроме того, в роли купеческих патронов выступали Никола, Параскева Пятница. Тема покровительства и защиты преобладает также в выборе праздничных композиций, добавленных к основному ядру: «Покров»  «человекам покров и заступление», «Похвала кресту»  как символ победы и одоления врагов. В этом же ключе может быть интерпретирована иконография «Собор архангела Гавриила»  как образ покровительства в морских путешествиях, спасения от вражеского преследования и плена. Миниатюрный иконостас выполнен из кипариса, так как твердый кипарис позволял вырезать самые мелкие детали.

Каждая створка вырезана на одной кипарисовой дощечке. Резьба плоскостная. 

03# Явление ангела женам-мироносицамЯвление ангела женам-мироносицам

Икона.
Ростов Великий, конец XVI  начало XVII в.
Дерево; резьба, темпера.

Происходит из коллекции П.И.Щукина. Передана из ГИМ в 1931 г.

На фоне горок представлены ангел и группа из четырех жен-мироносиц. Обернувшись к женам мироносицам, ангел правой рукой указывает на пустой гроб. В группе жен справа стоит Богоматерь, держащая алавастр с миром. Рядом с ней Мария Магдалина. Изображения жен-мироносиц в древнерусской пластике более всего известны по каменным образкам «Гроб Господень», распространенным с XII по XIV века и совершенно исчезнувшим в XVI веке. Возможно, икона Явление ангела женам-мироносицам, являлась частью праздничного ряда небольшого резного иконостаса. В литературе имеются сведения о таком резном иконостасе, поставленном в 1572 году повелением Ивана Грозного в церкви Вознесения (или церкви Исидора Блаженного) в Ростове Великом. Но от этого иконостаса сохранились лишь царские врата.

Икона вырезана на двух липовых досках. Изображения исполнены в многоплановом, невысоком рельефе. 

04# Икона «Богоматерь»

Икона «Богоматерь»

Навершие иконостаса.
Переславль-Залесский, московские мастера, конец XVII – начало XVIII в.
Горельеф.
Дерево; резьба, масло, золочение.

Происходит из Петровского дворца Переславля-Залесского. Поступила из Переславль-Залесского музея в 1930 г.

Икона входила в состав скульптурной композиции «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом», которая предназначалась для завершения иконостаса. Иконография предстоящей Богоматери свидетельствует о знакомстве мастеров с образцами западной барочной скульптуры. Влиянием барочных западных образцов объясняется и характер образа – экспрессивный, с подчеркнутым выражением физического страдания. Петровский дворец в Переславле-Залесском, откуда происходит «Распятие с предстоящими», был начат постройкой по указу Петра I в 1691 году, на южном берегу Плещеева озера у села Веськова. Рядом с ним находился и «деловой двор», где располагались мастерские и жили мастера, занимавшиеся строительством на озере первого русского флота. Скульптурная группа находилась, по-видимому, в навершии иконостаса дворцовой церкви и была выполнена московскими мастерами, возможно резчиками Оружейной палаты, в числе которых было немало иноземцев.

Фигура выполнена в горельефе с элементами круглой скульптуры (голова, руки), из цельного массива дерева; боковые части (плечи, драпировки хитона и мафория) и руки вырезаны отдельно. 

05# Икона «Распятие»

Икона «Распятие»

Навершие иконостаса.
Переславль-Залесский, московские мастера, конец XVII – начало XVIII в.
Горельеф.
Дерево; резьба, масло, золочение.

Происходит из Петровского дворца Переславля-Залесского. Поступила из Переславль-Залесского музея в 1930 г.

Икона входила в состав скульптурной композиции «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом», которая предназначалась для завершения иконостаса. Иконография «Распятия» свидетельствует о знакомстве мастеров с образцами западной барочной скульптуры. Влиянием барочных западных образцов объясняется и характер образа – экспрессивный, с подчеркнутым выражением физического страдания. Петровский дворец в Переславле-Залесском, откуда происходит «Распятие с предстоящими», был начат постройкой по указу Петра I в 1691 году, на южном берегу Плещеева озера у села Веськова. Рядом с ним находился и «деловой двор», где располагались мастерские и жили мастера, занимавшиеся строительством на озере первого русского флота. Скульптурная группа находилась, по-видимому, в навершии иконостаса дворцовой церкви и была выполнена московскими мастерами, возможно резчиками Оружейной палаты, в числе которых было немало иноземцев.

Торс выполнен в горельефе, голова, руки и ноги – в технике круглой скульптуры. Голова и торс вырезаны из цельного массива дерева, руки от плечей, ноги ниже колен и боковые  части препоясания  вырезаны отдельно.

06# Икона «Иоанн Богослов»

Икона «Иоанн Богослов»

Навершие иконостаса.
Переславль-Залесский, московские мастера, конец XVII  начало XVIII в.
Горельеф.
Дерево; резьба, масло, золочение.

Происходит из Петровского дворца Переславля-Залесского. Поступила из Переславль-Залесского музея в 1930 г.

Икона входила в состав скульптурной композиции «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом», которая предназначалась для завершения иконостаса. Иконография предстоящего Иоанна Богослова свидетельствует о знакомстве мастеров с образцами западной барочной скульптуры. Влиянием барочных западных образцов объясняется и характер образа – экспрессивный, с подчеркнутым выражением физического страдания. Петровский дворец в Переславле-Залесском, откуда происходит «Распятие с предстоящими», был начат постройкой по указу Петра I в 1691 году, на южном берегу Плещеева озера у села Веськова. Рядом с ним находился и «деловой двор», где располагались мастерские и жили мастера, занимавшиеся строительством на озере первого русского флота. Скульптурная группа находилась, по-видимому, в навершии иконостаса дворцовой церкви и была выполнена московскими мастерами, возможно резчиками Оружейной палаты, в числе которых было немало иноземцев.

Фигура выполнена в горельефе с элементами круглой скульптуры (голова, руки), из цельного массива дерева; боковые части (плечи, руки, части драпировок) надставлены и закреплены гвоздями и шкантами. 

07# Икона «Богоматерь «Знамение» с символами евангелистов»

Икона «Богоматерь «Знамение» с символами евангелистов»

Ростов Великий, вторая половина XVI в.
Рельеф.
Дерево; резьба, темпера.

Поступила из коллекции П. И. Щукина. Передана из ГИМ в 1931 г.

Композиция иконы представляет крест со вписанным в него кругом, в котором помещено изображение Богоматери «Знамение». Фигуры Богоматери и Христа вытянутых пропорций. В четырех углах иконы помещены символы евангелистов. В левом верхнем углу – ангел, держащий книгу, в правом – орел с раскрытыми крыльями, также с книгой. Внизу слева – лев, придерживающий лапой книгу; справа – симметричное изображение быка. Данная композиция представляет краткий вариант иллюстрации молитвы «Достойно есть…», существовавший до появления около середины XVI века развитой иконографии этого сюжета. Иконография иконы восходит к композициям круглых панагий XVI века, с Богоматерью «Знамение» в окружении символов евангелистов, серафимов, херувимов и круговой надписью, часто с текстом: «Достойно есть».

Икона вырезана на одной липовой доске. Рельеф невысокий, многоплановый. 

09# Икона «Ростовские святые с Николой Чудотворцем и Спасом Еммануилом«

Икона «Ростовские святые с Николой Чудотворцем и Спасом Еммануилом»

Ростов Великий, конец XVI в.
Рельеф.
Дерево, левкас; резьба, темпера.

Поступила из Государственного Музейного фонда в 1925 г.

Пять фигур святых: Авраамий, Никола, Леонтий, Исайя, Игнатий – представлены фронтально, в рост. Авраамий (слева) в монашеских одеждах, в его левой руке свернутый свиток, правая раскрыта перед грудью. Четыре святителя – в крещатых фелонях, из под которых видны стихари с епитрахилями и палицами; поверх фелоней – крещатые омофоры. Леонтий, Исайя и Игнатий в клобуках. Святители двуперстно благословляют, в левой руке держат закрытые Евангелия. Иконографическим образцом послужили иконы с изображением ростовских святых, подобные иконе конца XV – начала XVI века из Ростова Великого «Ростовские святые и Сергий Радонежский». Иконографической особенностью кремлевской иконы является необычное сочетание изображений Спаса Еммануила и парящих плачущих ангелов, подобные которым изображаются в композициях «Распятия». Изображение ростовских святых вместе с Николой Чудотворцем под покровительством Спаса Еммануила подчеркивало значение их культа, прославляя этот древний русский город.

Икона вырезана на одной липовой доске. Рельеф невысокий.

 
вверх