Икона "Чудо Георгия о змие, с Деисусом и избранными святыми"
Икона. Новгород, начало XVI в. Рельеф. Дерево; резьба, темпера.
Приобретена для Исторического музея на торгу в Москве в 1898 г. Передана из ГИМ в 1931 г.
«Чудо Георгия о змие» – один из наиболее распространенных сюжетов древнерусской пластики, известный по множеству памятников скульптуры, литья и мелкой пластики XIV–XVII вв. В данном памятнике представлен краткий извод со спокойно шагающим конем. Именно такой извод получает большое распространение в Новгороде и его провинциях, отражая приверженность новгородцев к лаконичным, четким композициям. Георгий принадлежал к числу наиболее почитаемых святых, поэтому изображение «Чуда» часто дается в окружении Деисуса и избранных святых, что усиливало охранительный смысл образа. Помещение в средник полуфигуры мученика Стефана можно объяснить либо его патрональным характером, либо тем, что икона была «путным» образом и Стефан представлен здесь как покровитель путешественников, «попутчик», как он именуется в народных святцах. Характер резьбы иконы близок народным традициям. Сохранились незначительные следы яркой раскраски иконы – красным, синим и белым цветом.
Рельеф вырезан на одной липовой доске.
|
Икона «Снятие с креста»
Новгород, первая половина XVI в. Рельеф. Дерево, серебро; резьба, темпера.
Происходит из личной коллекции великого князя Сергея Александровича. После его смерти (1905) хранилась в храме-усыпальнице в Чудовом монастыре Московского Кремля. В центре композиции – семиконечный крест, с которого Иосиф Аримафейский снимает тело Христа, изображенное в сильном изгибе. Богоматерь, стоящая на высоком подножии слева от креста, обнимает голову Иисуса. За нею – две жены-мироносицы. Один из учеников поддерживает ноги Христа. В правой части иконы – Иоанн Богослов. Ниже – коленопреклоненный Никодим, вынимающий клещами гвоздь из ноги Иисуса. Вверху по сторонам креста – две фигуры парящих плачущих ангелов. Крест утвержден на Голгофе с главой Адама у подножия. Иконографической особенностью иконы является расположение жен-мироносиц слева, а Иоанна Богослова – справа от креста, в позе, напоминающей ту, в которой он предстоит в сцене «Распятия». Эта традиция восходит к ранним византийским изображениям «Снятия с креста».
Икона вырезана на двух кипарисовых досках. Рельеф высокий, многоплановый.
|
Икона «Мученики Флор, Лавр, Архангел Михаил и Илья Пророк»
Новгород, первая половина XVI в. Рельеф. Дерево; резьба.
Происходит из коллекции П. П. Щукина. Передана в ГИМ в 1931 г.
Святые изображены в рост, фронтально. Флор и Лавр с четырехконечными мученическими крестами в руках облачены в длинные хитоны. У Флора и Лавра одинаковые широкоскулые лица с высоим лбом, выпуклыми глазами. Святые отличаются друг от друга только длиной бороды – у Флора она несколько длинней. Архангел Михаил, представленный в легком наклоне вправо, держит в согнутой руке поднятый меч, в левой – ножны. Фигура пророка Ильи крупнее, чем другие, она как бы выдвинута на передний план и кажется несколько срезанной снизу. Лик Ильи повторяет тип ликов Флора и Лавра.
Икона вырезана на одной кипарисовой доске. Рельеф высокий, многоплановый.
|
Деисус, праздники, пророки, избранные святые
Икона-складень (походная церковь). Новгород, вторая – третья четверть XVI в. Рельеф. Дерево; резьба.
Приобретена для Исторического музея на торгу в Москве в 1899 году. Передана из ГИМ в 1931 г.
Четырехчастный складень представляет собой миниатюрный четырехъярусный иконостас. Такие складни (складные иконы) брали с собой в путешествие воины и купцы. Подбор изображений складня отвечал его назначению – обеспечить покровительство и защиту в пути. Здесь помимо главной композиции Деисуса, представлены Никола – покровитель во всех делах, в том числе и в путешествиях, мученик Стефан – «попутчик» народных святцев, покровители воинов – архангел Михаил, мученики Георгий и Дмитрий, Борис и Глеб. Эта «небесная рать» в Новгороде покровительствовала и торговым делам. Кроме того, в роли купеческих патронов выступали Никола, Параскева Пятница. Тема покровительства и защиты преобладает также в выборе праздничных композиций, добавленных к основному ядру: «Покров» – «человекам покров и заступление», «Похвала кресту» – как символ победы и одоления врагов. В этом же ключе может быть интерпретирована иконография «Собор архангела Гавриила» – как образ покровительства в морских путешествиях, спасения от вражеского преследования и плена. Миниатюрный иконостас выполнен из кипариса, так как твердый кипарис позволял вырезать самые мелкие детали.
Каждая створка вырезана на одной кипарисовой дощечке. Резьба плоскостная.
|
Явление ангела женам-мироносицам
Икона. Ростов Великий, конец XVI – начало XVII в. Дерево; резьба, темпера.
Происходит из коллекции П.И.Щукина. Передана из ГИМ в 1931 г.
На фоне горок представлены ангел и группа из четырех жен-мироносиц. Обернувшись к женам мироносицам, ангел правой рукой указывает на пустой гроб. В группе жен справа стоит Богоматерь, держащая алавастр с миром. Рядом с ней Мария Магдалина. Изображения жен-мироносиц в древнерусской пластике более всего известны по каменным образкам «Гроб Господень», распространенным с XII по XIV века и совершенно исчезнувшим в XVI веке. Возможно, икона Явление ангела женам-мироносицам, являлась частью праздничного ряда небольшого резного иконостаса. В литературе имеются сведения о таком резном иконостасе, поставленном в 1572 году повелением Ивана Грозного в церкви Вознесения (или церкви Исидора Блаженного) в Ростове Великом. Но от этого иконостаса сохранились лишь царские врата.
Икона вырезана на двух липовых досках. Изображения исполнены в многоплановом, невысоком рельефе.
|
Икона «Богоматерь»
Навершие иконостаса. Переславль-Залесский, московские мастера, конец XVII – начало XVIII в. Горельеф. Дерево; резьба, масло, золочение.
Происходит из Петровского дворца Переславля-Залесского. Поступила из Переславль-Залесского музея в 1930 г.
Икона входила в состав скульптурной композиции «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом», которая предназначалась для завершения иконостаса. Иконография предстоящей Богоматери свидетельствует о знакомстве мастеров с образцами западной барочной скульптуры. Влиянием барочных западных образцов объясняется и характер образа – экспрессивный, с подчеркнутым выражением физического страдания. Петровский дворец в Переславле-Залесском, откуда происходит «Распятие с предстоящими», был начат постройкой по указу Петра I в 1691 году, на южном берегу Плещеева озера у села Веськова. Рядом с ним находился и «деловой двор», где располагались мастерские и жили мастера, занимавшиеся строительством на озере первого русского флота. Скульптурная группа находилась, по-видимому, в навершии иконостаса дворцовой церкви и была выполнена московскими мастерами, возможно резчиками Оружейной палаты, в числе которых было немало иноземцев.
Фигура выполнена в горельефе с элементами круглой скульптуры (голова, руки), из цельного массива дерева; боковые части (плечи, драпировки хитона и мафория) и руки вырезаны отдельно.
|
Икона «Распятие»
Навершие иконостаса. Переславль-Залесский, московские мастера, конец XVII – начало XVIII в. Горельеф. Дерево; резьба, масло, золочение.
Происходит из Петровского дворца Переславля-Залесского. Поступила из Переславль-Залесского музея в 1930 г.
Икона входила в состав скульптурной композиции «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом», которая предназначалась для завершения иконостаса. Иконография «Распятия» свидетельствует о знакомстве мастеров с образцами западной барочной скульптуры. Влиянием барочных западных образцов объясняется и характер образа – экспрессивный, с подчеркнутым выражением физического страдания. Петровский дворец в Переславле-Залесском, откуда происходит «Распятие с предстоящими», был начат постройкой по указу Петра I в 1691 году, на южном берегу Плещеева озера у села Веськова. Рядом с ним находился и «деловой двор», где располагались мастерские и жили мастера, занимавшиеся строительством на озере первого русского флота. Скульптурная группа находилась, по-видимому, в навершии иконостаса дворцовой церкви и была выполнена московскими мастерами, возможно резчиками Оружейной палаты, в числе которых было немало иноземцев.
Торс выполнен в горельефе, голова, руки и ноги – в технике круглой скульптуры. Голова и торс вырезаны из цельного массива дерева, руки от плечей, ноги ниже колен и боковые части препоясания вырезаны отдельно.
|
Икона «Иоанн Богослов»
Навершие иконостаса. Переславль-Залесский, московские мастера, конец XVII – начало XVIII в. Горельеф. Дерево; резьба, масло, золочение.
Происходит из Петровского дворца Переславля-Залесского. Поступила из Переславль-Залесского музея в 1930 г.
Икона входила в состав скульптурной композиции «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом», которая предназначалась для завершения иконостаса. Иконография предстоящего Иоанна Богослова свидетельствует о знакомстве мастеров с образцами западной барочной скульптуры. Влиянием барочных западных образцов объясняется и характер образа – экспрессивный, с подчеркнутым выражением физического страдания. Петровский дворец в Переславле-Залесском, откуда происходит «Распятие с предстоящими», был начат постройкой по указу Петра I в 1691 году, на южном берегу Плещеева озера у села Веськова. Рядом с ним находился и «деловой двор», где располагались мастерские и жили мастера, занимавшиеся строительством на озере первого русского флота. Скульптурная группа находилась, по-видимому, в навершии иконостаса дворцовой церкви и была выполнена московскими мастерами, возможно резчиками Оружейной палаты, в числе которых было немало иноземцев.
Фигура выполнена в горельефе с элементами круглой скульптуры (голова, руки), из цельного массива дерева; боковые части (плечи, руки, части драпировок) надставлены и закреплены гвоздями и шкантами.
|
Икона «Богоматерь «Знамение» с символами евангелистов»
Ростов Великий, вторая половина XVI в. Рельеф. Дерево; резьба, темпера.
Поступила из коллекции П. И. Щукина. Передана из ГИМ в 1931 г.
Композиция иконы представляет крест со вписанным в него кругом, в котором помещено изображение Богоматери «Знамение». Фигуры Богоматери и Христа вытянутых пропорций. В четырех углах иконы помещены символы евангелистов. В левом верхнем углу – ангел, держащий книгу, в правом – орел с раскрытыми крыльями, также с книгой. Внизу слева – лев, придерживающий лапой книгу; справа – симметричное изображение быка. Данная композиция представляет краткий вариант иллюстрации молитвы «Достойно есть…», существовавший до появления около середины XVI века развитой иконографии этого сюжета. Иконография иконы восходит к композициям круглых панагий XVI века, с Богоматерью «Знамение» в окружении символов евангелистов, серафимов, херувимов и круговой надписью, часто с текстом: «Достойно есть».
Икона вырезана на одной липовой доске. Рельеф невысокий, многоплановый.
|
Икона «Ростовские святые с Николой Чудотворцем и Спасом Еммануилом»
Ростов Великий, конец XVI в. Рельеф. Дерево, левкас; резьба, темпера.
Поступила из Государственного Музейного фонда в 1925 г.
Пять фигур святых: Авраамий, Никола, Леонтий, Исайя, Игнатий – представлены фронтально, в рост. Авраамий (слева) в монашеских одеждах, в его левой руке свернутый свиток, правая раскрыта перед грудью. Четыре святителя – в крещатых фелонях, из под которых видны стихари с епитрахилями и палицами; поверх фелоней – крещатые омофоры. Леонтий, Исайя и Игнатий в клобуках. Святители двуперстно благословляют, в левой руке держат закрытые Евангелия. Иконографическим образцом послужили иконы с изображением ростовских святых, подобные иконе конца XV – начала XVI века из Ростова Великого «Ростовские святые и Сергий Радонежский». Иконографической особенностью кремлевской иконы является необычное сочетание изображений Спаса Еммануила и парящих плачущих ангелов, подобные которым изображаются в композициях «Распятия». Изображение ростовских святых вместе с Николой Чудотворцем под покровительством Спаса Еммануила подчеркивало значение их культа, прославляя этот древний русский город.
Икона вырезана на одной липовой доске. Рельеф невысокий.
|