Икона «Распятие с предстоящими, Троица, избранные святые»
Кирилло-Белозерский монастырь, первая половина – середина XVI в.; ковчег – XVIII–XIX вв. Рельеф. Дерево, бархат; резьба, темпера.
Происходит из коллекции П. П. Щукина. Передан из ГИМ в 1931 г.
Крест четырехконечный, с небольшими прямоугольными выемками у средокрестия и на двух верхних углах, с ковчегом.
В средокрестии изображено Распятие с предстоящими. Фигура Христа представлена в сильном изгибе, голова склонена на правое плечо. Вверху по сторонам семиконечного креста Распятия – две полуфигуры парящих плачущих ангелов. Крест утвержен на Голгофе с главой Адама в пещере. На форне – Иерусалимская стена. По сторонам Распятия изображены полуфигуры предстоящих: слева Богоматерь, справа Иоанн Богослов, за ними мироносицы и Лонгин сотник с воздетой рукой. В торцах перекладины креста – апостолы Петр (слева) и Павел, в рост. У Павла в руке Евангелие.
В возглавие креста – "Троица Ветхозаветная" с горой, древом и двухэтажными палатами на фоне. В нижней части креста – фрагментарно сохранившиеся три фигуры преподобных в рост, благославляющих, со свернутыми свитками. Изображения сопровождаются гравированными и обронными надписями.
Крест вырезан из кирпариса. Рельеф средней высоты, многоплановый.
|
Крест поклонный "Распятие с предстоящими, Троица, избранные святые"
Кирилло-Белозерский монастырь, первая половина – середина XVI в. Рельеф. Дерево; резьба, темпера.
Происходит из коллекции П. И. Щукина. Передан из ГИМ в 1931 г.
Крест четырехконечный с прямоугольными выемками у средокрестия, с ковчегом. На верхних и нижних углах – прямоугльные ступенчатые вырезы. В средокрестии размещено Распятие с предстоящими. Фигура Христа представлена в легком изгибе, с головой, склоненной на правое плечо. Вверху две полуфигуры плачущих ангелов. Крест утвержден на Голгофе, необычной двуглавой формы. По сторонам Распятия по две полуфигуры предстоящих: слева Богоматерь, справа Иоанн Богослов. Жесты их рук выражают скорбь. За ними полуфигуры жены-мироносицы (слева) и Лонгина сотника (справа). В торцах перекладины апостолы Петр (слева) и Павел в рост, обращенные к Христу. В руках у Петра свернутый свиток, у Павла – Евангелие. В возглавии креста – "Троица Ветхозаветная", с тремя полуфигурами ангелов вокруг трапезы, благословляющих условно изображенную чашу. В нижней части креста три святителя в рост с Евангелиями в руках: Афанасий и Кирилл Александрийские, с Николой в центре. Изображения сопровождаюся резными и обронными надписями.
Крест вырезан из сосновой доски. Рельеф средней высоты, многоплановый.
|
Крест поклонный "Распятие с предстоящими, Троица, избранные святые"
Кирилло-Белозерский монастырь, вторая половина XVI в. Рельеф. Дерево; резьба, темпера.
Происходит из коллекции П. И. Щукина. Передан из ГИМ в 1931 г.
Крест четырехконечный с прямоугольными выемками у средокрестия, с ковчегом. На верхних и нижних углах – прямоугльные ступенчатые вырезы. В средокрестии размещено Распятие с предстоящими. Фигура Христа представлена в легком изгибе, с головой, склоненной на правое плечо. Вверху две полуфигуры ангелов. Семиконечный крест утвержден на Голгофе с главой Адама в пещере. По сторонам Распятия по две полуфигуры предстоящих: слева Богоматерь с одной из жен-мироносиц, справа Иоанн Богослов и Лонгин сотник. В торцах перекладины апостолы Петр (слева) и Павел, в рост, обращенные к Христу. В левой руке апостола Петра свернутый свиток, в руках апостола Павла – Евангелие. В возглавии креста – "Троица Ветхозаветная". Сидящие вокруг трапезы ангелы благословляют чашу. В нижней части креста представлены в рост преподобные Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский, с Николой в центре. Изображения сопровождаются цветными надписями.
Крест вырезан из трех кусков кипарисовой доски. Рельеф изображений средней высоты, многоплановый.
|
Икона «Чудо Георгия о Змие»
Русский Север, вторая половина XVI в. Горельеф. Дерево; резьба, темпера.
Передана из ГИМ в 1931 г.
В левой части иконы представлен святой воин Георгий на скачущем коне. В правой руке всадника копье, направленное в голову извивающегося у ног коня крылатого змея. Левой рукой Георгий придерживает поводья. Он облачён в доспех, короткую рубаху и сапоги; за плечами развевается плащ. Святой Георгий сидит в высоком седле. Над всадником парит ангел, венчающий героя зубчатым венцом. В левом верхнем углу – сегмент неба с благословляющей Божьей десницей. В правой части иконы изображен высокий дворец, в верхнем левом углу которого открытая башенка-беседка. В нишках беседки восседают полуфигуры царя и царицы. В окнах верхней части дворца также представлены свидетели чуда – пять старцев и два юноши. В нижней части дворца стоит царевна с распущенными по плечам волосами и зубчатом венце на голове.
Икона вырезана на одной толстой доске. Резчик в своей работе сочетает приемы горельефной, рельефной и орнаментальной резьбы.
|
Икона «Ангел-Хранитель»
Русский Север, монастырские резчики, вторая половина XVI в. Барельеф. Дерево, резьба; позолота.
Передана из ГИМ в 1931 г.
В центре иконы представлен в рост Ангел-Хранитель. Ангел облачен в длинный далматик, тунику и длинный ниспадающий за спиной плащ. В его правой руке – обнаженный изогнутый меч, в левой – шестиконечный крест. Мечом Ангел грозит убегающему бесу, изображение которого расположено в левом нижнем углу иконы. Бес представлен обнаженным, крылатым, с поднятыми вверх волосами. В его правой руке развернутый свиток с текстом, в левой – веревка с петлей. В правой части иконы – сидящий старец в монашеском облачении – рясе и мантии. На фоне за старцем двускатная постройка, обозначающая келью. В верхней части иконы, справа, в сегменте неба – благославляющий образ Христа. Слева обращенный к Христу летящий Ангел-Хранитель. Вся поверхность иконы и поля покрыты позолотой. Изображения сопровождаются резными обронными надписями.
Икона вырезана на кипарисовой доске. Рельеф невысокий, многоплановый.
|
Фрагмент креста «Избранные святые»
Спасо-Прилуцкий монастырь (?), конец XVI в. Рельеф. Дерево, левкас; резьба, позолота.
Передана из ГИМ в 1931 г.
Шесть избранных святых представлены в рост, в два ряда: вверху святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, внизу преподобные Сергий Радонежский, Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский. У святителей в руках Евангелия, у преподобных – свернутые свитки. Фон гладкий, в верхней части фона – резные обронные надписи. Вокруг изображений – гладкие рамки.
Образы святых вырезаны на одной доске твердого плотного дерева (кипарис?), в технике высокого многопланового рельефа.
|
Икона в окладе "Богоматерь Одигитрия Смоленская с Троицей и избранными святыми на полях"
Спасо-Прилуцкий монастырь (?), конец XVI в. Рельеф. Дерево, левкас; резьба, позолота.
Передана из ГИМ в 1931 г.
В центре иконы – резное поясное изображение Богоматери Одигитрии в окружении резных и живописных клейм. На левой руке Богоматери Младенец, правая раскрыта перед грудью. Младенец сидит прямо, двуперстно благословляя правой рукой, в левой держит свернутый свиток. В верхней части иконы, в центре – резное клеймо "Троица Ветхозаветная" с тремя полуфигурами ангелов вокруг округлого стола-трапезы. На фоне изображены палаты, дерево и гора. Внизу в центре – резное клеймо с тремя полуфигурами преподобных Никона и Сергия Радонежских и Макария Унженского (Желтоводского). Преподобные благословляют правой рукой, в левой руке Сергий и Никон держат свернутые свитки. Справа и слева на полях по три клейма с живописными изображениями избранных святых, составляющих три пары (сверху вниз и слева направо): Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, Константин и Елена, Борис и Глеб.
Икона, украшенная серебряным золоченым окладом, вырезана из одной доски. Рельеф многоплановый, со скругленным краем по контурам фигур.
|
Иконы "Спас на престоле", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча" из деисусного чина
Русский Север, конец XVI в. Рельеф. Дерево, резьба.
Деисусный чин состоит из одиннадцати фигур в рост, каждая из которых вырезана на отдельной доске. В центре – "Спас на престоле". Христос восседает на престоле с высокой округлой спинкой и двумя подушками на сиденье. Левой рукой он поддерживает поставленное на колено раскрытое Евангелие с резным текстом, правой указывает на текст. Богоматерь изображена в длинном, свободно ниспадающем мафории, открывающем лишь кисти рук. Иоанн Креститель – в позе моления с воздетой правой рукой. На нем милоть и перекинутый через правое плечо гиматий.
Каждая икона вырезана на одной доске, за исключением "Спаса на престоле", вырезанного на двух досках.
|
Средник складня «Распятие, Троица, избранные святые»
Соловецкий монастырь, начало XVII в. Рельеф. Дерево; резьба.
Поступил из Музея бывшего Строгановского училища в 1927.
Иконографическая программа складня содержит утверждение тринитарной идеи. Расположение центральной композиции «Распятие» непосредственно под «Троицей Новозаветной» утверждает мысль о воплощении второго лица Троицы и об участии всех трех лиц Святой Троицы в искупительной жертве. Подтверждают это и изображения предстоящих Распятию Афанасия и Кирилла Александрийских – отцов церкви, прославленных борцов с ересями, отстаивавших догматы о Божественной природе Христа и единосущности Святой Троицы. Святитель Николай, изображенный здесь как защитник городов от нашествий врагов-иноверцев, также известен своей борьбой с арианской ересью на Никейском соборе. Изображенные на иконе преподобные Зосима и Савватий могли быть представлены как подвижники, основавшие оплот христианства на далеком Севере.
Иконографическая программа складня могла быть вызвана к жизни реальной полемикой с еретиками-антитринитариями, выступления которых время от времени вспыхивали и на севере Руси.
|
Деталь надпрестольной сени (?) "Херувим"
Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в.
Рельеф. Дерево, левкас; резьба, столярная работа, темпера.
Херувим шестикрылый: четыре крыла скрещены попарно и обращены вверх и вниз, два боковых опущены вниз. Лик овальный, его черты проработаны в невысоком рельефе. Глаза миндалевидные, выпуклые, близко посаженные. Рот небольшой с приподнятыми уголками. Щеки, подбородок и шея мягко округлены. Рельефные круглые локоны обрамляют лик и шею. Перья с рельефной разделкой в виде продолговатых заостренных пластин, на концах слегка изогнуты. Живопись лика выполнена белилами по красному фону, глаза, брови, зрачки прорисованы черной краской. Нимб и крылья также белые.
Изображение херувима вырезано из одного куска дерева; на конце правого верхнего крыла небольшая авторская надставка дерева.
|
Икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с обителью»
Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в. Горельеф. Дерево, левкас; резьба, темпера.
Приобретена для Исторического музея на торгу в Москве в 1899 году. Передана из ГИМ в 1931 г.
Преподобные представлены в рост: слева – Зосима, справа – Савватий, в повороте к центру, в предстоянии перед образом Богоматери «Знамение». В центре иконы, вверху – живописное изображение «Богоматери Знамение». Внизу между фигурами преподобных – рельефное изображение Соловецкой обители, переданное с топографической точностью. Иконы-пядницы с изображением преподобных Зосимы и Савватия на фоне обители или с ее изображением в руках – один из наиболее распространенных в Соловецком монастыре XVII–XVIII вв. типов «раздаточных» икон, сотнями изготовлявшихся монастырскими и иногородними мастерами, работавшими по найму. Всех их отличает документальная точность изображения монастыря.
Икона резана на одной липовой доске. Рельеф многоплановый.
|
Икона «Богоматерь»
Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в. Рельеф. Дерево, левкас; резьба, темпера.
Происходит из часовни Преподобного Иринарха в Соловецком монастыре. Вывезена в Москву после 1923 г.
Богоматерь представлена полуфигурно, в поворотах к центральной иконе Спаса. Правая рука Богоматери раскрыта перед грудью, в левой – белый плат, поднятый к щеке в жесте скорби. Поза и жест Богоматери соответствует типу «Не рыдай Мене Мати».
Рельеф по контуру изображения высокий, со слегка скругленным краем. Икона вырезана из толстых досок хвойного дерева.
|
Икона «Спас Нерукотворный»
Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в. Рельеф. Дерево, левкас; резьба, темпера.
Происходит из часовни Преподобного Иринарха в Соловецком монастыре. Вывезена в Москву после 1923 г.
В Соловецком монастыре особенным почитанием пользовался образ Спаса Нерукотворного, написанный по преданию, Елеазаром Анзерским. Представленная икона – традиционной иконографии. Волосы Спаса длинные, разделенные пробором. Нимб – рельефный, крещатый.
Рельеф по контуру изображения высокий, со слегка скругленным краем. Икона вырезана из толстых досок хвойного дерева.
|
Икона «Иоанн Богослов»
Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в. Рельеф. Дерево, левкас, резьба, темпера.
Происходят из часовни Преподобного Иринарха в Соловецком монастыре. Вывезена в Москву после 1923 г.
Иоанн Богослов представлен полуфигурно, в повороте к центральной иконе Спаса. Правая рука Иоанна Богослова поднята и прижата к щеке в жесте скорби, левая раскрыта перед грудью. Поза и жест святого соответствует типу «Не рыдай Мене Мати».
Рельеф по контуру изображения высокий, со слегка скругленным краем. Икона вырезана из толстых досок хвойного дерева.
|
Крест поклонный "Распятие с предстоящими, Троица, избранные святые"
Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в. Рельеф. Дерево, левкас; резьба, темпера.
Происходит из коллекции графа А. С. Уварова. Поступил из ГИМ в 1931 г.
В центре четырехконечного креста изображен восьмиконечный крест с образом распятого Христа. Его голова слегка склонена влево, набедренник короткий, правый свисающий конец заострен. Крест утвержден на высокой Голгофе двуглавой формы. На фоне Голгофы в пещере – глава Адама. У подножия креста – три фигуры сидящих воинов, делящих одежды Христа. На фоне – Иерусалимская стена с квадратными зубцами и двумя башенками. Вверху по сторонам стены видны орудия Страстей: копье и трость с губкой. По сторонам Распятия на перекладине две группы предстоящих (в рост). Слева – Богородица в окружении двух жен-мироносиц. Справа – Иоанн Богослов и Лонгин сотник в одинаковых позах. В возглавии креста – "Троица Ветхозаветная" с горой, древом и палатами. Фигура левого ангела помещена на фоне арки палат, правого – на фоне пещеры в горе. В нижней части креста – избранные святые в рост: преподобные Зосима и Савватий с митрополитом Филиппом в центре. Изображения сопровождаются обронными белильными надписями.
Рельеф плоский многоплановый с отвесным краем.
|
Крест поклонный "Распятие с предстоящими"
Русский Север, вторая половина XVII в. Рельеф. Дерево, левкас; резьба, темпера.
Происходит из коллекции П. П. Щукина. Передан из ГИМ в 1931 г.
Крест четырехконечный с небольшими выемками у средокрестия. В центре, на фоне восьмиконечного креста образ распятого Христа. Фигура его слегка изогнута, голова склонена. Набедренная повязка завязана узлом. Крест утвержден на Голгофе треугольной формы, под крестом – глава Адама. Над Распятием – два плачущих ангела, на фоне – зубчатая Иерусалимская стена. По сторонам Распятия в торцах перекладины креста – поколенные изображения предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова. В возглавии креста – "Троица Ветхозаветная" с горой, древом и палатами на фоне. В нижней части креста – трое святых в рост: святитель Николай (слева), преподобные Зосима и Савватий. Николай благословляет правой рукой, в левой держит Евангелие. Преподобные изображены в одинаковых позах и одеждах со свернутыми свитками в правой руке. Крест расписан темперой.
Рельеф невысокий, многоплановый. Крест вырезан из одного куска дерева – липы.
|
Крест наперсный "Распятие с предстоящими"
Русский Север, вторая половина XVII в. Рельеф. Дерево, левкас; резьба, темпера.
Происходит из коллекции П.И.Щукина. Передан из ГИМ в 1931 г.
В центре на фоне семиконечного креста изображение распятого Христа. Его фигура вытянутых пропорций, с тонкими руками и ногами, голова склонена влево. Набедренная повязка завязана узлом посередине. У подножия креста стилизованное изображение Голгофы восьмиугольной формы, с главой Адама в пещере. На фоне – зубчатая Иерусалиская стена, орнаментированная четырьмя рядами нишек разной величины. По сторонам Распятия полуфигуры предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова. Живописная моделировка фигуры Христа выполнена темперой по левкасу.
Рельеф изображений невыскоий, многоплановый.
|
Икона «Параскева Пятница»
Русский Север, конец XVII в. Барельеф. Дерево, резьба, темпера.
Приобретена для Исторического музея на торгу в Москве в 1907 г. Передана из ГИМ в 1931 г.
Изображение святой Параскевы – один из самых распространенных сюжетов древнерусской скульптуры. Мученица Параскева почиталась как покровительница домашнего очага и женских рукоделий, устроительница свадеб. С ее культом как покровительницы торговли связан обычай устройства в пятницу ярмарок и базарных дней. Истоки особого почитания святой Параскевы в народной среде восходят к древнему языческому культу всемогущего женского божества. В образе святой Параскевы на Руси объединились воспоминания о четырех тезоименных мученицах. Из них особым почитанием пользовалась Параскева Геконийская, изображаемая обычно с венцом на голове как на данной иконе. Красный плащ Параскевы и крест в ее руках – символы мученичества.
|
Иконы двухчастные "Господь Саваоф, пророки, праздники"
Русский Север (территория современной Карелии?), конец XVII в. Барельеф. Дерево; резьба, темпера.
Приобретены у частного лица в 1925 г.
"Господь Саваоф" и "Прображение" – двухчастная икона с килевидным завершением. В верхней части представлен восседающий на троне Саваоф. В нижней части доски – "Преображение". Христос с предстоящими пророками Ильей (слева) и Моисеем стоят на трех горках. На фоне горок внизу три фигуры апостолов: двое (Иоанн, Иаков) изображены повержеными, третий (Пётр) в левом нижнем углу, представлен коленопреклоненным и молящимся.
"Пророк Давид" и "Вход в Иерусалим" – двухчастная икона с килевидным завершением. В верхней части – поколенное изображение пророка Давида в повороте вправо, предстоящего Господу Саваофу. В нижней части доски – "Вход в Иерусалим". В центре на фоне горок Христос на осляти. Слева от Христа три фигуры апостолов, справа – шесть фигур иерусалимских жителей, приветствующих Иисуса. За ними, на фоне справа – изображение Иерусалима в виде белого города.
"Пророк Соломон" и "Распятие" – двухчастная икона с килевидным завершением. В верхней части поколенное изображение пророка Соломона в повороте влево со склоненной головой. В нижней части доски – "Распятие". В центре – Христос, распятый на восьмиконечном кресте. Крест утвержден на невысокой каменистой Голгофе. Справа от креста – Иоанн Богослов, слева – Богоматерь и одна из жен-мироносиц, за ними видна лишь часть нимба третьей фигуры.
Эти иконы – пример свободного обращения с иконографией северных мастеров.
|
Створки складня "Благовещение, избранные святые"
Соловецкий монастырь, конец XVII – начало XVIII в. Барельеф. Дерево; резьба, темпера.
Происходят из коллекции П. И. Щукина. Переданы из ГИМ в 1931 г.
Каждая створка имеет вытянутую прямоугольную форму с завершением в виде половины килевидного кокошника. В каждой половине изображена часть композиции Благовещения. На левой створке вверху представлен архангел Гавриил в рост. Ниже на створке представлены в два ряда четверо предстоящих святых в рост. В верхнем ряду святитель Николай Чудотворец (справа) и преподобный Сергий Радонежский, в нижнем – преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. На правой створке вверху – Богоматерь из Благовещения, представлена в рост. Ниже в два ряда представлены четверо избранных святых в рост. Вверху слева святой митрополит Филипп, справа преподобный Никон Радонежский. Внизу преподобные Герман Соловецкий и Александр Свирский.
Рельеф в изображении фигур невысокий, уплощенный. Роспись выполнена темперой по левкасу. Каждая створка вырезана из одной доски.
|
Икона "Спас в силах"
Русский Север, (территория современной Карелии?), конец XVII в. Барельеф. Дерево; резьба, темпера.
Приобретена у частного лица в 1925 г.
Христос изображён сидящим на троне, правой рукой он двуперстно благословляет, левой придерживает на колене раскрытое Евангелие. Он облачён в хитон и гиматий, накинутый на плечи. На спинке трона слева – небольшое арочное оконце, в котором виден лик серафима. Фигура Христа окружена тремя сферами: красной ромбовидной, овальной синей и третьей – красной, в виде прямоугольника с вогнутыми сторонами. В первых двух помещены изображения херувимов и серафимов. В углах третьей сферы – символы евангелистов в виде полуфигур: ангела, орла, льва, тельца, держащих Евангелие. Раскраска была выполнена темперой без левкасной подготовки с обильным использованием позолоты.
Изображения выполнены в технике невысокого многопланового рельефа. Тыльная сторона и торцы обработаны топором и ножом.
|
Икона «Пророк Илья»
Новгородская провинция (?), конец XVII – начало XVIII в. Барельеф. Дерево, левкас, резьба, темпера.
Приобретена для Исторического музея на торгу в Москве в 1898 г.
Пророк правой рукой благославляет, в левой держит развернутый свиток с текстом. Он облачён в темно-зеленый хитон и красную милоть с меховой оторочкой темно-зеленого цвета. На шее узлом завязан белый плат, концом спускающий на грудь. Фигура Ильи крупноголовая с покатыми плечами и маленькими кистями рук. Лик с прямым длинным носом и большими глазами под ровными дугами бровей изборожден морщинами. Прямые волосы, разделенные пробором, ложатся на плечи симметричными прядями.
Изображение вырезано на одной сосновой (?) доске в технике невыского многопланового рельефа.
|
Икона «Никола Можайский»
Русский Север, начало XVIII в. Горельеф. Дерево, левкас, резьба, столярная работа, темпера.
Происходит из коллекции П. И. Щукина.
Святитель представлен в рост, фронтально. В его правой руке – короткий меч, в левой – трехглавый храм. Он облачен в фелонь голубого цвета с золотым растительным орнаментом. Лик святого удлиненный, с высоким лбом и небольшой округлой бородкой. Особенность иконы – Деисус на верхней части рамы. Обычно деисусные композиции сопровождают иконный образ Богоматери. Сочетание Деисуса с Николой подчеркивает особое значение культа этого святого на Руси.
Образ Николы вырезан из толстой доски, объемные детали (кисти рук, меч, храм, а также, возможно голова, нимб и полы фелони) вырезаны отдельно. При значительной высоте рельефа (до 5 см), поверхность фигуры уплощенная, край рельефа по контуру круто скруглен.
|
Икона «Богоматерь Одигирия Смоленская»
Русский Север, 1859 (?) Икона в резной деревянной раме. Рельеф. Дерево, левкас; резьба, темпера.
Резной орнамент рамы имеет аналогии среди произведений северной резьбы XVII–XIX вв. С тыльной стороны икона имеет надпись: 1859 ГОДА МАРТА 9-ГО ДНЯ ДЬЯЧЕК ЕГОР СТЕПАНОВ ТРОИЦКИЙ ПОЛУЧИЛ ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ БОЛЕЗНИ ПРОСТУДНОЙ ГОРЯЧКИ СЕГО КРАСНОВСКОГО ПОГОСТА ЦЕРКВИ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ. Вероятно икона была вложена в храм в благодарность за исцеление. Предполагаемой датировке соответствуют стиль и техника резьобы и росписи.
|