Чаша, древнейший глубокий питьевой сосуд без рукояти, бытовал на Руси в ХI-XVIII веках. В слово "чаша" на Руси вкладывался не только предметный смысл, оно означало и обычай провозглашения за праздничным столом здравиц - заздравных чаш. Пить заздравную чашу значило произнести тост за чье-либо здоровье или в чью-то честь. За здоровье государя пилась "государева" чаша, за здоровье патриарха "патриаршья чаша", в честь Богородицы - "Богородицына чаша" и т.д.
Существовала так называемая прощальная чаша, которая выпивалась, по православному обычаю, в "прощеные дни", то есть в воскресенье перед Великим постом. Прощальная чаша наполнялась медами и винами, и в царском быту патриарх угощал ею царя, а затем и всех присутствующих.
Для царского обихода чаши, подобно другим видам дворцовой утвари, выполнялись из драгоценных металлов, украшались затейливыми резными или чеканными узорами. Случалось, что в дальнейшем этими дорогими сосудами царь одаривал своих подданных.
Самая древняя чаша из собрания Оружейной палаты относится к редким памятникам древнерусского искусства XII века. (из.1) Это большая серебряная чаша черниговского князя Владимира Давыдовича.
Чаша, выполненная в 1631 году московскими мастерами, является вкладом в Вознесенский монастырь. (из.2)
В первой половине XVII века форма и художественное оформление чаш явно меняются. Они становятся более высокими, помещаются на поддон. Большое внимание уделяется декору. Чаши украшаются разноцветными эмалями, драгоценными камнями.
Примером тому является серебряная чеканная с драгоценными камнями чаша, выполненная в первой половине XVII столетия в мастерских Московского Кремля. (из.3) Чаша принадлежала известному боярину - князю Ивану Борисовичу Черкасскому.
Особой роскошью и красотой отличается чаша, выполненная московскими мастерами в 1653 году - подарок патриарха Никона царю Алексею Михайловичу. (из.4) Чаша имеет интересную историю. В 1686 году она была пожалована царями Петром и Иваном Алексеевичем князю Василию Васильевичу Голицыну "за его службу, за вечный мир с королем польским". Однако в 1689 году эта вещь вновь вернулась в царскую казну. После падения царевны Софьи, князь Голицын, бывший одним из его сторонников, оказался в опале, и все его имущество было конфисковано. Чаша является шедевром эмальерного искусства XVII века.
Небольшая чаша с крышкой, выполненная во второй половине XVII века в мастерских Московского Кремля - подарок Петра I своему сыну царевичу Алексею. (из.5)
Во второй половине большую известность приобретают изделия мастеров Сольвычегодска. Сольвычегодские серебряники первыми в конце XVII века начали применять роспись по эмали. Этот технический прием заключался в том, что предмет заливали слоем однотонной эмали, обжигали, а затем специальными красками с эфирными маслами наносили рисунок и снова обжигали.
Интересна серебряная чаша с изображением льва, который выглядит трогательно-добродушным зверем, совсем не похожим на грозного хищника. (из.6) Изображение этого животного было наиболее популярно в произведениях русских ювелиров с древнейших времен до начала ХХ века.