С древних времен известна на Руси еще одна форма посуды - кубок, старинный сосуд для вина. Форма кубков была различной и определялась формой тулова: в виде стакана, колокола, братины, различных видов плодов: тыквы, кисти винограда и т.д. Существовали фигурные кубки в форме птиц, животных. Стояны кубков делались в виде ножки, литой человеческой фигурки, дерева, обвитого ветвями, балясины (столбика). Поддон имел форму перевернутой чаши или блюдца. Кубки почти всегда были с подъемными крышками. Изготавливались кубки из золота, серебра, украшались рельефным, литьевым и гравированным, эмалевым орнаментом, накладными медальонами, драгоценными камнями. На крышках кубков помещались литые фигурки. Упоминаются кубки из цветных камней, кокосовых орехов, перламутровых раковин, рогов различных животных, из капа - древесного наплыва. Такие кубки часто искусно оправлялись серебром, украшались драгоценными камнями.
До XVII века на Руси бытовали кубки преимущественно иностранной работы, которые привозились из Европы купцами или иностранными гостями в качестве подарков или дипломатических даров.
Оригинальный кубок в виде рога изобилия, поддерживаемый литой фигурой богини Цереры - памятник работы гамбургского мастера Дитриха Тор Мойе. (из.1) Этот кубок входил в состав дипломатических даров, поднесенных царю Алексею Михайловичу послом Швеции Эриком Гилленштерном в 1647 году.
В России кубки появились преимущественно во второй половине XVII века. Их преподносили к семейным торжествам, юбилейным датам, а так же при восшествии на престол. Серебряные кубки составляли гордость владельцев, их выставляли в поставцах на пирах напоказ иностранным гостям и послам.
Хранящиеся в Музеях Кремля кубки московской работы напоминают церковные потиры - чаша для причастия, в которых традиционная литургическая надпись по венцу заменена царским титулом. Примером тому служит золотой кубок, украшенный драгоценными камнями, выполненный в Мастерских Московского Кремля в первой половине ХVII века. (из.2) Он выполнен в форме потира с восьмигранной гладкой чашей на высоком восьмигранном стояне. По венцу чаши сделана надпись, свидетельствующая об его принадлежности царю Михаилу Федоровичу Романову:
Однако во второй половине XVII века русские мастера начинают создавать сосуды, в формах которых ощущается влияние западноевропейской утвари.
Примером тому служит, серебряный кубок конца XVII века, изготовленный в Патриаршей серебряной мастерской, мастером Андреем Бланкостиным (Кашпаровым). (из 3). На кубке имеется клеймо - благословляющая рука Патриарха и буквы на щитке - АБС.