Царские регалии, отличительные знаки царского и императорского достоинства, символы монаршей власти всегда привлекали к себе особое внимание. Работа по их созданию поручалась искуснейшим ювелирам мировых художественных центров. Мастерские Московского Кремля занимали в этом ряду особое место.
Венец Большого наряда - шапка Астраханская
Выполнен в мастерских Московского Кремля в 1627 г.
Акварель дополняют декоративные элементы с цветной эмалью, жемчугом и драгоценными камнями.
Алмазный венец для царя Петра Алексеевича
Был выполнен кремлевскими ювелирами в 80-х годах XVII столетия.
Венец сплошь украшен алмазными запонами. Его декоративное убранство дополняют цветные камни – зеленые изумруды и красные турмалины.
Серебряная позолоченная корона императрицы Анны Иоанновны
Была выполнена петербургским мастером Готлибом Вильгельмом Дункелем в 1730 г.
Среди камней короны особо выделяется огромный турмалин под крестом весом более 100 граммов. Считается, что этот редкий по красоте и необыкновенный по размеру камень был подарен императрице Екатерине I князем А. Д. Меншиковым.
Скипетр
Константинопольской работы XVII в.
Принадлежал царю Алексею Романову.
Венчающий скипетр крест указывает на принадлежность православному государю.Об этом же говорят изображения двенадцати наиболее чтимых православных праздников, органично включенных в орнаментальное убранство. Композиции исполнены золотом по черневому фону в иконописной манере, выдающей руку греческого мастера.
Держава
Константинопольской работы XVII в.
Принадлежала царю Алексею Романову.
Характерные элементы декора - цветы и плоды граната - излюбленные мотивы турецкого орнамента - подчеркнуты контрастным сочетанием изумрудно-зеленых эмалей и красных рубинов.
Держава Большого наряда
Выполнена по заказу царя Алексея Михайловича в 50-е г. XVII столетия стамбульскими ювелирами.
Трон царя Михаила Федоровича
Украшен золотыми тиснеными полосами и крупными неограненными самоцветами, среди которых выделяется бирюза.
Щит
Щит обтянут алой тканью, украшен хрустальными и яшмовыми вставками в золотых кастах, золотыми плащиками и драгоценными камнями.
Трон
Шедевр прикладного искусства, трон слоновой кости западноевропейской работы XVI в., принадлежал царю Ивану Грозному.