В этом разделе Вам представлено собрание так называемых Церковных древностей - литургические предметы из коллекции Оружейной палаты - кадило, выполненное по повелению царя Федора Алексеевича для Архангельского собора Московского Кремля., евангелие в драгоценном окладе конца XVII века, принадлежавшее царице Наталии Кирилловне Нарышкиной, нагрудные иконы высшего духовенства - панагии, а так же образцы головных уборов патриарха Никона клобук и митра.
Золотые потир, дискос, лжица и копие
Русской работы 1680 г. Предметы украшены цветной эмалью и драгоценными камнями.
Медное золоченое паникадило (греч. Многосвечник)
Из теремной церкви Воскресения Словущего
Клобук патриарха Никона
По центру листа располагается полуфигура мужчины (вид в профиль и анфас); внизу справа - вид клобука сзади. Слева внизу показаны три золотые детали клобука; вверху по центру - крест, которым он увенчан. Белый клобук украшен изображениями святых (шитье жемчугом по золотому фону) и драгоценными камнями. До XV века клобук был единственным головным убором священнослужителей. С XV столетия русские архиереи стали носить митры-шапки, наподобие княжеских, отороченные мехом, украшенные шитьем и иконами.
Напрестольный золотой крест
По повелению царя Федра Алексеевича 30 марта 1677 г. Напрестольный золотой крест был передан в Архангельский собор Московского Кремля.
Митра патриарха Никона
Впервые митру в виде короны стали носить в IV в. римские папы. В середине XVII века в православной русской церкви появляются митры, похожие на короны византийских царей, иногда с ободом в виде зубчатого венца. Ярким примером является митра патриарха Никона, присланная ему из Греции в 1653 г.
Митра украшена четырьмя гравированными изображениями евангелистов в медальонах, цветной эмалью, жемчугом и драгоценными камнями; увенчана четырехконечным крестом.
Панагия царя Алексея Михайловича
Обильно украшена эмалевыми изображениями и алмазами. Вверху - изумруд в оправе, внизу - два подвешенных сапфира с жемчугом. На лицевой стороне в среднике эмалевые изображения четырех эвангелистов, на оборотной стороне - сцена Вознесения Христа в центре и четырех евангельских сцен по краям.
Оклад евангелия царицы Натальи Кирилловны
1693 г. Оклад украшен растительным орнаментом, выполненным в технике цветной эмали и выложенным драгоценными камнями. В центре на трех крупных зеленых камнях - изображение деисуса. В уголках - рельефные головки херувимов.
Золотое кадило
Замечательным образцом черневой графики является золотое кадило(1598 г.) выполненное в форме одноглавой церкви – вклад жены царя Федора Ивановича Ирины Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля. Уникальность этого произведения была оценена современниками. И уже в начале XVII века был издан специальный патриарший указ, разрешавший использовать кадило только девять раз в году, по большим церковным праздникам.
Золотой оклад на икону Владимирской богоматери
В 1657 году золотых дел мастер Петр Иванов по указу патриарха Никона выполнил золотой оклад на икону Владимирской богоматери. Золото, жемчуг и драгоценные камни, выложенные как мозаика, сплошь покрывают живописный слой. Корону украшают два огромных изумруда, каждый по 100 карат.