Портрет императрицы Екатерины IIРоссия. XIX в. Неизвестный художник. Холст; масло. Екатерина II изображена почти в полный рост в трехчетвертном повороте влево. Одета в коронационное платье, украшенное изображениями двуглавых орлов и горностаевую мантию. На голове – малая бриллиантовая императорская корона, на груди – знаки ордена св. Андрея Первозванного (бриллиантовая цепь с крестом и голубая муаровая лента). В левой руке – держава, в правой – скипетр. Слева на столе – Большая бриллиантовая, увенчанная розовой шпинелью императорская корона, за нею – Казанская и Астраханская короны. В XVIII и XIX веках многие старинные царские шапки-венцы выступали в качестве «корон побежденных царств», символизируя территории, некогда присоединенных к России древних царств. Так Казанское царство символизировала Шапка Казанская царя Ивана Васильевича Грозного 1553–1558 гг., Астраханское – венец царя Михаила Федоровича 1627 г., Сибирское – Шапка Алтабасная царя Ивана Алексеевича 1684 г. и др. В период правления императрицы Екатерины II к ним добавилась «корона Таврическая». |
Ковер (шпалера) «Портрет Екатерины II»Санкт-Петербург, 1833 г. Императорская шпалерная мануфактура. Мастера – Никита Венедиктов, Гаврила Чижов, Александр Степанов. Нить шелковая, нить шерстяная. Ткачество ручное, техника гобеленовая (haute-lisse). Ковер безворсовый, настенный, из цветных шерстяных и шелковых нитей, с изображением парадного портрета императрицы Екатерины II. В центре композиции представлена стоящая перед троном Екатерина II в введенном ею при дворе «русском платье» и в горностаевой мантии, со скипетром, который украшает знаменитый алмаз «Орлов», в вытянутой правой руке. На голове малая императорская бриллиантовая корона и лавровый венок. Пудреные волосы двумя длинными локонами спадают на левое плечо. В ушах бриллиантовые серьги. На шее бриллиантовая цепь с крестом ордена св. Андрея Первозванного. Через правое – перекинута лента с крестом ордена св. Георгия 1-й степени. На груди прикрытая краем мантии звезда этого ордена. Ниже – звезда ордена св. Андрея Первозванного. Слева от императрицы показан столик с размещенными на нем на бархатной подушке державой и большой императорской короной, выполненной к коронации императрицы в 1762 году придворным ювелиром Иеремией Позье. Выше между двумя каннелированными колоннами – бюст императора Петра I в лавровом венке, над которым располагается надпись: «Начатое совершает». Изображение на шпалере 1833 года, образцом для которого послужил портрет Екатерины II кисти шведского художника Александра Рослина, носит программный характер. Императрица предстает на нем продолжательницей и завершительницей деяний Петра Великого. Программу эту Екатерина II стремилась осуществлять на практике. В области внешней политики подобная преемственность выразилось в отвоевании у Османской империи значительной части побережья Черного моря в результате двух русско-турецких войн: 1768–1774 гг. и 1787–1791 гг., о чем мечтал в свое время Петр. Вот, что рассказывал полковник Азовского Казацкого полка Алексей Николаевич Васильев, по-видимому, основываясь на воспоминаниях отца, одного из участников взятия турецкой крепости Азов: «Когда Царь Петр в 1696 году взял войною от турок и принадлежащий от давних лет России, город Азов, тогда при всех бывших при оном взятии Генералитет сказал: «Теперь мы, слава Богу, один угол Черного моря уже имеем, а со временем может быть и весь его иметь будем». На то предстоящие сказали: «далеко Государь и трудно им обладать». «Не вдруг, а помаленьку», отвечал Царь… По сему проречению в нынешния времена, с щастием Ея Императорскаго Величества благополучно царствующей, всемилостивейшей Государыни нашей Екатерины II, едва ль уже не половиною того моря во владении своем имеем, а далее достигать полагаемся на волю Всевышняго». Анекдоты о Петре Великом (Из собранных Г-м Ригельманом, автором Малороссийской истории, и проч., жившим в царствование И<мператрицы> Екатерины II). // Москвитянин. 1842. №1. С. 84. |
Портрет генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического
Санкт-Петербург, 1790 г. Миниатюра. Анри Франсуа Габриэль Виоллье. С оригинала И. Б. Лампи (?). Серебро, кость, стекло, картон; акварель, резьба, золочение. На светлом коричневом фоне изображен князь Григорий Александрович Потемкин в повороте слегка направо, в парике, в синем, шитом серебром мундире с красным воротником, с легким кружевным жабо, в лентах орденов Андрея Первозванного, Георгия и Владимира со звездами, осыпанном бриллиантами медальоном с портретом Екатерины II на Андреевской ленте, завязанной бантом, и медальоном на красной ленте на шее. В 1776 году Г. А. Потемкин был назначен наместником южных губерний, включавших территории, приобретенные Россией по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору с Османской империей, после окончания русско-турецкой войны 1768–1774 гг. В письме-меморандуме, написанном в декабре 1782 года и обращенном к императрице, Г. А. Потемкин обосновал необходимость включения Крыма в состав России: «…Я все, Всемилостивейшая Государыня, напоминаю о делах, как они есть и где Вам вся нужна Ваша прозорливость, дабы поставить могущие быть обстоятельства в Вашей власти. Естли же не захватите ныне, то будет время, когда все то, что ныне получим даром, станем доставать дорогою ценою. Изволите разсмотреть следующее. Крым положением своим разрывает наши границы… Положите ж теперь, что Крым Ваш и что нету уже сей бородавки на носу — вот вдруг положение границ прекрасное… Мореплавание по Черному морю свободное… Всемилостивейшая Государыня! Неограниченное мое усердие к Вам заставляет меня говорить: презирайте зависть, которая Вам препятствовать не в силах. Вы обязаны возвысить славу России. Посмотрите, кому оспорили, кто что приобрел… Нет державы в Европе, чтобы не поделили между собой Азии, Африки, Америки. Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит… Поверьте, что Вы сим приобретением безсмертную славу получите и такую, какой ни один Государь в России еще не имел. Сия слава проложит дорогу еще к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Черном море…» |
Монета«15 копеек»Санкт-Петербургский монетный двор. 1783 г. Серебро; чеканка. Монета серебряная, с развернутым вправо погрудным профилем императрицы Екатерины II в короне и лавровом венке, с ниспадающими локонами, в мантии и круговой надписью: «Б<ожией> м<илостию> Екатерина II имп<ератрица> и самод<ержица> всерос<сийская>» на лицевой стороне; с двуглавым орлом под тремя коронами с державой и скипетром в лапах с фигурным щитком на тулове с обозначением номинала монеты: «15» на груди, датой «1783» внизу и пятнадцатью счетными точками, разбитыми на пятерки вокруг орла — на оборотной. Гурт: насечка. 8 апреля (ст.ст.) 1783 года Екатерина II издала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны, под Российскую Державу». |
ТабакеркаЖан-Пьер Адор (ювелир), К. Гейер (миниатюрист). Россия, Санкт-Петербург. 1780 г. Золото, слоновая кость, стекло; гавировка, прозрачная эмаль, глухая эмаль, канфарение, гуашь, акварель. Табакерка круглая золотая с изображением Екатерины II. Императрица представлена сидящей на диване в синем платье с кружевами, на голове гладко зачесанный белый парик, на груди справа — звезда ордена св. Андрея Первозванного, чуть ниже – звезда ордена св. Георгия. Перед Екатериной карта России, на которую она указывает левой рукой. Выше располагается бюст древнегреческого государственного деятеля и философа Солона. В 1787 году Екатерина II предпринимает путешествие в Крым, продолжавшееся со 2 января 1787 по 11 июля 1787 года. Во время пребывания в Крыму российская императрица посетила Перекоп (19 и 31 мая), Бахчисарай (20–22 и 24–26 мая), Севастополь (22–24 мая), Симферополь (26 мая), Карасу-Базар (26–27 и 29–30 мая), Старый Крым (27–29 мая) и Феодосию (28 мая), Бабасан (30–31 мая) и ряд других селений.
|
Монета «20 копеек»Феодосия. 1787 г. Таврический монетный двор. Серебро; чеканка. Монета серебряная, с вензелем императрицы Екатерины II под короной, датой «1787» внизу и круговой надписью: «Царица Херсониса Таврическаго» на лицевой стороне; с обозначением номинала монеты «20», с расположенными вокруг двадцатью счетными точками, разбитыми на пятерки и знаком Таврического монетного двора «Т.М.» — на оборотной. Гурт: насечка. 28 мая 1787 года императрица Екатерина II прибывает в Феодосию в сопровождении императора Священной Римской империи Иосифа II, прибывшего в Россию инкогнито под именем графа Фалькенштейна, где, согласно сообщению камер-фурьерского церемониального журнала «благоволила осматривать тамошний монетный двор и все фабрики, к деланию монеты принадлежащие, где в высочайшем присутствии тиснуты были две золотые медали с означением года, месяца и дня, в который ее величество и граф Фалькенштейн изволили быть на Феодосийском монетном дворе и поднесены его светлостью князем Григорием Александровичем Потемкиным ее императорскому величеству и графу Фалькенштейну». Вскоре после оставления Крыма, во время пребывания Екатерины II в Полтаве 8 июня 1787 года сенату было предписано «заготовить похвальную грамоту с означением подвигов господина генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потемкина в присоединении Тавриды к империи Российской, в успешном заведении хозяйственной части и населении губернии Екатеринославской, в строении городов и в умножении морских сил на Черном море с прибавлением ему наименования Таврического». |
БлюдоБлюдо овальное золотое с проходящей по выпуклому борту надписью: «Командующему Екатеринославскою сухопутною и морскою силою, яко строителю военных судов». В центре блюда чеканный лавровый венок обрамляет надпись: «Князь Потемкин Таврический приносит в дар первопрестольному в Москве храму Успения Богоматери 1793-го года». Ответом на путешествие Екатерины II в Крым было объявление Османской империей новой войны России. В ходе начавшейся в 1787 году военных действий русская Екатеринославская армия под командованием Г. А. Потемкина осадила Очаков, самую мощную в то время турецкую крепость на северном берегу Черного моря. Черноморский военно-морской флот (созданный в 1783 году и наращивавший боевую мощь благодаря стараниям Потемкина), базировавшийся в Херсоне и Севастополе принимал активное участие в осаде крепости. После ряда успешных военных операций флота в Днепровском лимане императрица решает наградить наиболее активных их участников. В своем письме, направленном Г. А. Потемкину, она пишет: «Четыре сражения на Лимане — мы пели два молебна и Бога благодарили за великие Его милосердия… Касательно гребной флотилии я произвождения и награждения зделала по твоему представлению, а теперь думаю к Нассау <контр-адмирал российского флота французского происхождения> послать шпагу с надписью богатую, а прочие шпаги и медали с надписями делают. К тебе же моему другу, как строителю флота, приказала, зделав, послать большое золотое блюдо с надписью и на нем шпагу богатую с лаврами и надписью: "Главнокомандующему Екатеринославскою сухопутной и морской победоносной силою"». Письмо Екатерины II к Г.А. Потемкину из Санкт-Петербурга от 13 июля 1788 года. Незадолго до своей смерти в 1791 году Г. А. Потемкин изъявил желание передать в московский кремлевский Успенский собор пожалованное ему за службу овальное золотое блюдо, но не успел выполнить это намерение. Воля князя была выполнена его наследниками. 10 марта 1793 года блюдо было передано ключарям Успенского собора. |
Шапка Мономаха второго нарядаМастерские Московского Кремля. 1682 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Шапка Мономаха второго наряда — венец золотой, разложистой полусферической формы, с крестом на навершии; украшен драгоценными камнями, жемчугом, с опушкой из меха соболя, на металлическом каркасе. Тулья венца выполнена из восьми гладких треугольных пластин с гладкими валиками на швах. В центре каждой пластины — драгоценный камень в накладном высоком глухом касте с тремя жемчужинами (на налобной пластине — 4) вокруг. На гладком полусферическом навершии, на длинных изогнутых дужках драгоценные камни в глухих кастах чередуются со сверлеными жемчужинами, закрепленными на вогнутых зубчатых розетках. В центре навершия — гладкий с жемчужинами на слегка расширенных концах четырехконечный крест. Во время церемонии погребения императрицы Екатерины II в 1796 году царская шапка Мономаха второго наряда присутствовала в качестве короны Таврической. В дальнейшем в той же роли она выступала в траурных церемониях по поводу кончины императоров Павла I (1801), Александра I(1825) и Николая I (1855). |