В 1882 году молодой, но уже известный ювелир Карл Фаберже (1846–1920) участвовал во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, где получил золотую медаль. Это был полный успех, несмотря на то, что он впервые представил свою продукцию на столь престижном соревновании на поприще искусств и промышленности и конкурировал со знаменитыми фирмами «К. Э. Болин», «В. С. Махолов», предприятиями Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Вильгельма Адлера.
В 1885 году Карлу Фаберже разрешили именоваться поставщиком Высочайшего Двора, а через пять лет ему было пожаловано звание оценщика Кабинета его императорского величества. Временем международного признания фирмы стали 1880–1890-е годы, именно тогда Фаберже приобрел множество почитателей своего таланта за рубежом. Международный дебют на выставке в Нюрнберге в 1885 году принес ему золотую медаль. На Северной выставке в Копенгагене в 1888 году Фаберже была также вручена золотая медаль и почетный диплом за показ изделий вне конкурса. По результатам Северной художественно-промышленной выставки 1897 года в Стокгольме он получил звание поставщика его величества короля Шведского и Норвежского. К. Фаберже достойно представлял за рубежом золотосеребряное и ювелирное дело – ту отрасль художественной промышленности, в которой русские, по общему мнению, не знали себе равных в Европе.
На Всемирной выставке 1900 года в Париже Карл Фаберже вместе с выдающимися французскими мастерами был членом жюри по классу драгоценных ювелирных изделий и бижутерии. Одновременно вне конкурса на выставке экспонировались его произведения: пасхальные яйца, предоставленные царской семьей, миниатюрные копии государственных регалий, украшения, камнерезные изделия и драгоценные цветы в вазочках из горного хрусталя, которые пользовались большим успехом у парижан и гостей города, съехавшихся со всего света. За свое мастерство он был награжден высшим французским орденом Почетного легиона и бронзовой медалью выставки. Все привезенное для продажи было раскуплено посетителями выставки, а некоторое время спустя европейские фабриканты наладили выпуск продукции, подражавшей модным, но довольно дорогим изделиям Карла Фаберже.
Вряд ли уроженец города Пярну Густав Фаберже, основавший в 1842 году ювелирное дело, предполагал, что оно получит столь блистательное развитие. В этом была заслуга его сына Петера Карла, первоначально состоявшего при семействе и капитале отца, а в 1872 году возглавившего семейный бизнес. Под его руководством небольшая мастерская и магазин в Адмиралтейской части Петербурга превратились в одно из крупнейших в России ювелирных предприятий с отделениями в Москве, Киеве, Одессе и Лондоне. Карл Густавович, получивший хорошее художественное и коммерческое образование, был ювелиром, художником, реставратором и, самое главное, талантливым предпринимателем. Он сумел привлечь к сотрудничеству лучших петербургских и московских ювелиров, художников-миниатюристов, скульпторов, художников и архитекторов. Основные мастерские фирмы находились в Петербурге, в доме на Большой Московской улице, построенном архитектором Карлом Шмидтом, родственником Фаберже. Некоторые мастера трудились в собственных помещениях и были связаны с Карлом Фаберже системой контрактов. В основу многих произведений легли художественные идеи его младшего брата – Агафона, но наиболее заметную роль в делах фирмы играли четыре сына Карла Фаберже: Евгений и Агафон, фактически руководившие петербургским отделением вместе с отцом, Александр, возглавлявший московский филиал, и Николай, работавший в Лондоне. Ко многим изделиям Карла Фаберже еще при его жизни относились не только как к драгоценному товару, но и как к художественным ценностям, произведениям музейного уровня.
В 1902 году в роскошном особняке барона фон Дервиза была показана выставка, которую посетило множество петербуржцев. Художественные произведения Фаберже из коллекций членов императорской семьи и частных лиц экспонировались там наряду со старинными табакерками и миниатюрами, что свидетельствовало о высоком статусе изделий фирмы.
Обладание изящными роскошными вещицами знаменитого ювелира русского двора стало чем-то вроде знака отличия, свидетельства принадлежности к избранному кругу. Покупателями изделий с клеймом «К. Фаберже» являлись коронованные особы, представители титулованной знати, финансовой и промышленной элиты всего мира – от Петербурга до Бангкока. Ювелирное предприятие Фаберже стало первой российской фирмой, проникшей в Сиам: покои таиландских монархов до сих пор украшает нефритовый Будда, выполненный ее мастерами.
Помимо уникальных произведений, создававшихся в единственном экземпляре по специальному заказу, фирма выпускала массовую продукцию, которая была основным источником дохода и удовлетворяла широкий спрос различных слоев населения. На фабрике и мастерских, оснащенных самым современным оборудованием, трудился большой штат художников и мастеров различных специальностей, что позволяло в больших количествах производить посуду и столовое серебро, современную галантерею и ювелирные украшения, разнообразные безделушки и сувениры стоимостью от нескольких рублей до десятков тысяч. В зависимости от изменчивого спроса и требований моды мастера создавали изделия в строгом классическом стиле, прихотливом рокайльном или же выполняли их в духе национального романтизма. Столь же многообразны были и технические приемы – от изысканных полихромных эмалей по гильошировке и артистического скульптурного литья до суховатых штампованных узоров и традиционной русской скани. Не смотря на то, что суждения о стиле изделий Фаберже могут быть самыми противоречивыми, очевидно, что продукцию фирмы отличает высочайший класс ювелирного мастерства, удивительное чувство материала, верный выбор стилей оформления и, конечно, остроумный замысел. Обиходные предметы фирм Фаберже – часы, термометры с эмалью по гильошировке, настольные электрические звонки с бриллиантовыми кнопками и разные безделушки в виде крошечных садовых леек, золотых комодиков и портшезов в стиле Людовика XVI, – выполненные с необыкновенной тщательностью, были частью той высокоорганизованной художественной среды, изысканной и одновременно удобной, к созданию которой стремились на рубеже XIX–XX веков.
Наследие Фаберже огромно, так как в творчестве своем он сумел объять все виды и жанры золотосеребряного и ювелирного мастерства. Но так сложилось, что наиболее известны его пасхальные яйца с сюрпризами, несмотря на то, что они составляют самую малую часть того, что фирма создала за все время своего существования, однако именно с ними чаще всего ассоциируется имя Карла Фаберже, приобретшее характер магической формулы.