Пасха – главный, особенно почитаемый православный праздник на Руси – приобрела на рубеже XIX – ХХ веков очень большое значение как в русской художественной культуре в целом, так и в творчестве Карла Фаберже. Светлое Христово Воскресение, праздник человеческого братства и христианской любви, совпадает с приходом весны, тепла, с возрождением природы. Пасхальные торжества – это святая ночь и общее христосование, праздничный стол со всевозможными яствами и куличами и, конечно, взаимный обмен освященными и крашеными пасхальными яйцами, – обычай, существующий в христианском мире. Расписное пасхальной яйцо – это символ Воскресения Христа и искупление грехов человека, своеобразная модель мира, а также, еще со времен дохристианских, – символ плодородия и благодати. Яркая окраска яйца передает блеск и теплоту солнца и разнообразие оживляющих сил природы после белого однообразия зимы. В народе пасхальные яйца называли «писанками», их красили, используя лук, свеклу, кусочки ситца и другие подручные материалы. Но, кроме того, с давних пор дарили яйца деревянные, стеклянные, фарфоровые, выполненные из самоцветных камней, драгоценных металлов и даже бронзы. В XIX столетии изготовление пасхальных яиц стало целой отраслью русского декоративного прикладного искусства.
Первое пасхальное яйцо, созданное в 1885 году Карлом Фаберже по заказу императора Александра III, было выполнено из золота, украшенного белой опаковой эмалью. Внутри находился сюрприз – золотая пестрая курочка, в которой помещалась миниатюрная копия императорской короны и рубиновое яичко-подвеска. Считается, что источником вдохновения для Фаберже послужило пасхальное яйцо начала XVIII века, принадлежавшее датской королевской семье. Это яйцо экспонировалось в 1879 году в Копенгагене на художественно-промышленной выставке. Его «скорлупа» была сделана из слоновой кости, из золота, а покрытая эмалью курочка-сюрприз содержала внутри корону и бриллиантовый перстень. Вместе с датской четой выставку посетили император Александр III и императрица Мария Федоровна. Возможно, именно здесь у царя появилась идея заказать для супруги похожее яйцо. Карл Фаберже, исполняя его пожелания, создал не копию, а собственную вариацию старинного образа. Яйцо было преподнесено императрице на Пасху и настолько понравилось августейшим особам, что с тех пор заказ стал традиционным. Так было положено начало пасхальной теме в творчестве Карла Фаберже. Каждый год на Страстной неделе он передавал императору очередной пасхальный шедевр, неизменно удивлявший царскую семью оригинальностью замысла, новизной сюжета и совершенством ювелирной работы. После смерти Александра III, в царствование его сына мастера фирмы стали делать два пасхальных яйца – для вдовствующей императрицы Марии Федоровны и для жены Николая II, императрицы Александры Федоровны. С 1885 по 1916 год включительно фирмой было выполнено пятьдесят пасхальных яиц по заказу императорской фамилии.
Августейшие клиенты не хотели видеть дубликаты. Каждое новое яйцо должно было отличаться от предыдущего и, желательно, превосходить его затейливостью композиции и необычным художественным решением. От простого белого яйца с курочкой внутри Фаберже перешел к созданию сложных ювелирных конструкций. Пасхальное яйцо принимало вид то архитектурного сооружения – кремлевского храма или беседки с классической колоннадой, то цветущего лаврового дерева с поющей механической птичкой. Столь же удивительными были сюрпризы, находившиеся внутри драгоценной «скорлупы» яиц-футляров: миниатюрные корабли из золота и платины, крошечные модели памятников и дворцов, складни с живописными миниатюрами на слоновой кости или перламутре. Некоторые сюрпризы являлись чудесами механики. Они заводились поворотом маленького золотого ключика и приходили в движение. Ни один ювелирный «проект» того времени не волновал царскую семью столь живо и искренне, не восхищал до глубины души, как драгоценные пасхальные произведения, созданию которых великий ювелир посвятил более тридцати лет своей жизни.
Музеи Московского Кремля могут гордиться самым большим в мире собранием императорских пасхальных яиц фирмы К. Фаберже, причем в основном – это произведения, связанные с историей России и жизнью царской семьи на рубеже XIX–ХХ веков, переломного периода в судьбе огромной державы.