Царское Село, являвшееся летней резиденцией русских императоров, стало в царствование Николая II местом постоянного пребывания августейшей семьи. Приближенные отмечали, что жизнь последних Романовых в Царском Селе носила гораздо менее официальный характер, чем где бы то ни было. Александра Федоровна, избегавшая любой помпы, почти все свое время посвящала мужу и детям. Государь тоже лучше всего себя чувствовал в тесном семейном кругу.

Семья последнего русского самодержца жила в Александровском дворце Царского Села, построенном архитектором Джакомо Кварнеги в конце XVIII столетия для любимого внука Екатерины II – великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I. Миниатюрная копия этого дворца, выполненная из цветного золота, серебра и эмали, является сюрпризом одного из самых совершенных произведений Карла Фаберже – яйца, которое Николай II подарил на Пасху 1908 года своей горячо любимой супруге. Нефритовое яйцо украшено пятью миниатюрными портретами их детей – четырех великих княжон и единственного сына, цесаревича Алексея. Их прелестные лица написаны акварелью на слоновой кости и помещены под выпуклыми пластинами из горного хрусталя. Внутри яйца портреты закрыты золотыми оправами, на которых гравированы имена детей и даты их рождения.       

Для пасхального шедевра был выбран нефрит густого, насыщенного зеленого тона. Карл Фаберже любил зелёный цвет, называл его «цветом надежды», к тому же зеленый традиционно символизировал юность, цветение, триумф жизни и весны. Художественное решение яйца, оформленного в стиле классицизм, было продиктовано сюрпризом – строгим и элегантным Александровским дворцом с его прозрачной колоннадой и выверенными пропорциями. Яйцо декорировано бриллиантовыми тирсами, обвитыми золотыми ветвями и увенчанными шишками пинии с алмазными семенами – символом труда, плодородия и изобилия. Между тирсами помещены провисающие тонкие золотые гирлянды и скрещенные цветущие ветви, перевязанные изысканными алмазными бантиками. В украшении яйца доминирует алмаз, – по определению Уильяма Шекспира, «камень монархов» и «залог любви». Мелкие алмазы обрамляют миниатюрные портреты детей, из них сложены начальные буквы их имен под императорскими коронами. Ювелиры мастерской Г. Вигстрема, в которой было выполнено яйцо, использовали тысячу восемьсот пять мелких алмазных роз и пятьдесят четыре рубина-кабашона в виде застывших красных капель. На верхнем и нижнем концах яйца укреплены два крупных плоских треугольных алмаза, сквозь которые видны дата создания пасхального подарка и вензель императрицы Александры Федоровны. Эти треугольные алмазы в сочетании с тремя более мелкими, помещенными посередине их сторон, образуют шестиконечные звезды, вероятно, обозначающие в данном случае Вифлеемскую звезду, появившуюся в момент рождения младенца Христа. Издавна шестиконечная звезда символизировала счастье, благополучие, а иногда была знаком царских детей.

Посередине драгоценной хрупкой «скорлупы» яйца помещен портрет цесаревича Алексея Николаевича в белой барашковой шапке, сделанный с фотографии 1907 года. Цесаревич, по мнению окружающих, был дивным ребенком, похожим на херувима со своими золотистыми кудрями и большими разумными глазами. Алексей Николаевич являлся центром дружной семьи, но в то же время этот прелестный ребенок был и причиной постоянных волнений своих родных. Долгожданный наследник престола страдал страшной неизлечимой болезнью – гемофилией, и любой ушиб, ссадина или царапина причиняли несчастному ребенку ужасные страдания.

Когда наследник был здоров, Александровский дворец преображался, когда же случались кризисы, то это тщательно скрывали от посторонних глаз. Болезнь являлась своего рода государственной тайной и стала причиной рокового вынужденного одиночества царской четы. Уединившихся в Александровском дворце государя с государыней и их детьми частно называли «царскосельскими затворниками», не зная основной причины их уединения.

Наверное, не случайно, миниатюрный дворец – место их добровольного затворничества – был помещен мастерами фирмы Фаберже на крошечный золотой круглый столик. Он кажется отгороженным от остального мира идеальной, замкнутой формой круга и похож на остров, который, как известно, всего через несколько лет исчезнет. 

 
вверх