В 1909 году прославленной фирмой К. Фаберже было создано яйцо с моделью яхты «Штандарт». Этот пасхальный шедевр увековечил любимую яхту последнего российского самодержца, которую он называл своим «милым Штандартом». Она была не первым судном российского флота, носившим славное имя. В 1703 году Петр Великий основал верфь в Лодейном поле на реке Свирь, и один из первых построенных там фрегатов получил название «Штандарт».
Яхта с этим названием, сошедшая со стапеля копенгагенского судостроительного завода «Бурмейстер и Вейнс» 26 февраля 1894 года, сразу же привлекла всеобщее внимание, прежде всего потому, что она была заказана еще покойным императором Александром III, который умер незадолго до окончания работ. Николаю II сразу же понравилась новая яхта. «Штандарт», достигавший в длину ста шестнадцати метров, являлся самым большим кораблем, когда-либо построенным в Скандинавии. На яхте, которая стоила казне почти четыре миллиона рублей, были отделанные ценными породами дерева, бронзой и серебром жилые комнаты для членов императорской фамилии, салоны для официальных приемов и каюты для громадного количества прислуги и команды, насчитывавшей более трехсот человек. Столь же изысканно и величественно судно выглядело снаружи: выкрашенное в черный цвет, с золотыми украшениями на носу и на корме. Не случайно яхту называли «плавающим дворцом». На протяжении многих лет царская семья совершала на этой яхте прогулки и длительные путешествия по всем европейским водам.
В память о счастливых днях, проведенных на «Штандарте», было создано пасхальное яйцо, подаренное Николаем II Александре Федоровне в 1909 году. Миниатюрная копия любимой яхты рассекает хрустальные волны. На тончайшей золотой мачте развевается судовой императорский штандарт с черным двуглавым орлом. С точностью до мельчайших деталей воспроизведены внешний вид и оснастка судна, включая вертящийся золотой руль, трапы и крошечные платиновые шлюпки. Подвижными были также бортовые пушки якорь на тонких золотых цепях. Копию яхты создал А. Хольмстрем – ведущий ювелир фирмы Фаберже, а драгоценное яйцо-футляр с откидной крышкой на шарнире изготовили в мастерской Г. Вигстрема. Для оформления яйца мастер избрал старинный стиль ренессанс. Сочетание в изделии горного хрусталя, ляпис-лазури и тончайшей, украшенной эмалью оправы составляет аккорд редкой красоты. Подставка из ляпис-лазури необыкновенно красивого глубокого синего цвета имеет вид двух сплетенных дельфинов, бережно поддерживающих на хвостах яйцо с «плывущей яхтой». Возможно, в этом заключено представление о дельфинах как спасителях утопающих и правителях водного царства. Вместе с лазуритовыми геральдическими двуглавыми орлами, укрепленными по сторонам яйца, дельфины символизируют царскую власть.
После революции и гибели царской семьи корабль служил как минный заградитель (тральщик) и как учебное судно. Сначала его назвали именем одного из революционных героев, а затем переименовали в «Оку». Любимая императорская яхта, пережившая своих августейших владельцев, аварию, войны и революции, осталась навсегда запечатленной в одном из самых вдохновенных созданий русского ювелирного искусства.