Двадцать первого февраля 1913 года вся Россия праздновала 300-летие царствования Романовых – за три века до того на московский престол был призван шестнадцатилетний боярин Михаил Федорович Романов, ставший родоначальником новой династии. Юбилей отмечался с большой торжественностью. Придворный ювелир Карл Фаберже, часто запечатлевший в своих пасхальных шедеврах важные события из жизни Российской империи, посвятил яйцо 1913 года юбилею Дома Романовых. Важнейшая политическая тема потребовала особо торжественного художественного воплощения. Вряд ли найдется другой памятник из блистательной череды императорских пасхальных яиц, столь насыщенный элементами государственной символики.
Основанием для яйца стала миниатюрная копия Государственного щита, входившего в царские регалии с конца XVII века и хранящегося в Музеях Московского Кремля. Сам щит сделан из дерева, обтянут красным бархатом и украшен декоративными накладками из нефрита и горного хрусталя, инкрустированными драгоценными камнями и эмалями. Мастера фирмы Фаберже изготовили копию щита из ярко-красного пурпурного стекла. Искры внутренних включений в стекле хорошо передают переливающуюся поверхность красного бархата. Подставка под яйцо, выполненная из золоченого серебра, имеет вид трехстороннего гербового орла со скипетром и державой в лапах. Верх и низ яйца украшены крупными плоскими алмазами, под ними на серебряной фольге чернью начертаны даты «1613» и «1913» (наверху) и вензель императрицы (внизу). Поражает особым великолепием отделка самого яйца: его золотая «скорлупа» украшена белой переливчатой эмалью по гильошировке и затянута золотой чеканной сеткой с рельефными изображениями царских венцов, корон и двуглавых орлов, каждая деталь которых отличается исключительной тонкостью и чистотой исполнения. Ювелиры мастерской Г. Вигстрема блестяще использовали декоративный прием, называемый специалистами cagework – каркас, сетка, решетка. Но, безусловно, главным украшением пасхального шедевра 1913 года служат восемнадцать миниатюрных портретов всех царствовавших представителей Дома Романовых. Они написаны акварелью по кости и помещены под выпуклыми пластинами из горного хрусталя. Рамки портретов выполнены из мелких алмазов – «монарших камней», обрамляющих изображения высочайших особ на многих произведениях фирмы Фаберже. На пасхальном яйце изображения представителей династии помещены в хронологическом порядке, мастера отступили от него только раз: портрет Николая II находится между портретами его отца Александра III и Петра I.
Миниатюрные портреты монархов отличаются изощренностью технического исполнения, отточенностью и законченностью письма, скрупулезностью в изображении костюмов и аксессуаров. Автором этих миниатюр был Василий Зуев, известный петербургский художник-миниатюрист, сотрудничавший с фирмой Фаберже.
Сюрприз яйца «Трехсотлетие дома Романовых» наглядно иллюстрирует мысль о расширении и укреплении Государства Российского венценосными представителями правящей династии. Внутри яйца помещен вращающийся земной шар, выполненный из вороненой стали, глубокий синий цвет которой передает окраску морей и океанов. На поверхности шара укреплены материки из цветного золота, причем дважды дано изображение Северного полушария. На одном можно видеть территорию России в границах 1613, а на другом – в границах 1913 г. Сюрприз этого пасхального подарка – зримое и оригинальное воплощение идеи о том, что за триста лет правления Дома Романовых Государство Московское стало обширной Российской империей, раскинувшейся на огромных просторах. Яйцо, посвященное юбилею династии Романовых, является своеобразным овеществленным политическим манифестом эпохи, когда Российская империя находилась в ряду первых держав мира. Она осталась запечатленной в виде многоцветного золотого узорочья на одном из пасхальных шедевров великого мастера.