Среди блистательного ряда драгоценных пасхальных подарков выделяется яйцо, созданное в 1916 году для императрицы Александры Федоровны. Оно подчёркнуто простое, без драгоценных камней и к тому же выполнено из необычного для императорских даров материала – стали. Яйцо было создано в период Первой мировой войны, и некоторые  специалисты высказывали мнение, что его более чем сдержанное оформление – результат трудностей с драгоценными камнями и металлами, которые тогда испытывала фирма.  На самом деле главной проблемой для Фаберже было то, что многих мастеров забрали на военную службу и на казенные заводы. Порой случалось так, что некому было выполнять даже заказы высочайших особ.   Возможно,  Фаберже сознательно сделал «Военное яйцо» подчеркнуто скромным еще и потому, что прекрасно знал характер и образ жизни своих августейших заказчиков. Быт царской семьи был довольно прост и непритязателен и в обычное, довоенное время, а в тяжелые для России дни они и вовсе не считали возможным всякие излишества и роскошь, в том числе и в подарках.       

Во время войны Александра Федоровна не только сама совершала инспекционные поездки по госпиталям России, но и отпускала горячо любимого больного сына с отцом в действующую армию, потому что его присутствие воодушевляло солдат. В конце 1915 года Николай II вместе с наследником отбыл в войска Южного и Западного фронтов. Он произвел смотр всех частей, находившихся на позициях, проследовал вдоль боевой линии обеих армий, посещал офицерские и солдатские землянки, наблюдательные пункты батарей тяжелых дивизионов, пробовал пищу в походных кухнях. Различные фотографии императора и цесаревича – например перед построенными в поле войсками, во время беседы с командным составом армии, – были помещены во многих газетах и журналах того времени.  

Одна из таких фотографий, вероятно, послужила образцом для художника-миниатюриста Василия Зуева, изобразившего акварелью на кости картину, помещенную на мольберте в виде вензеля императрицы Александры Федоровны – это сюрприз «Военного» яйца.  В верхней части мольберта укреплены знаки ордена Святого Георгия IV степени, которым Николай II был награждён после своих поездок по фронтам. Само яйцо, помещенное на подставку из четырех снарядов, отличается строгостью и сдержанностью, чистотой формы. Акцент сделан на гладкой идеально отполированной, отливающей холодным блеском поверхности стали. Официален и суховат накладной золотой декор – вензель императрицы, герб Москвы и двуглавый геральдический  орёл со стрелами и лавровым венком в лапах, символами войны и славы.       Яйцо установлено на постаменте из нефрита благородного темно-зеленого цвета. Несмотря на минимум изобразительных средств, оно является одним из тех произведений, которые наиболее полно передают дух и настроение военных лет, трудных как для России, так и для царской семьи. Атмосфера времени прекрасно отражена в миниатюре Василия Зуева, выполненной в неярких серых тонах. Хмурый день, тяжелое небо со свинцовыми тучами, голое дерево на переднем плане, и на фоне этого – царь и наследник престола в скромных серых шинелях, склонившиеся над картой вместе с военачальниками. Видимо, художникам и ювелирам фирмы было предложено показать будни войны, представить императора Николая II и цесаревича Алексея на позициях русской армии. Получив яйцо, императрица отправила мужу в Ставку телеграмму, благодаря его за прекрасный пасхальный подарок. Она отметила, что миниатюрная группа – изумительна, а все портреты – превосходны. 

 

 

 

 

 
вверх