Собрание ювелирных изделий прославленной фирмы Фаберже не принадлежит к числу основных, исконных кремлевских коллекций. Драгоценные произведения этой фирмы ведут историю своей «музейной жизни» лишь с 1920-х годов. Наиболее ценные и интересные предметы были вывезены из Санкт-Петербурга еще до октября 1917 года и, лишь чудом избежав уничтожения и продажи, оказались в Кремле.
Сохранившиеся десять пасхальных яиц фирмы К. Фаберже более семидесяти лет украшают экспозицию российской сокровищницы – Оружейной палаты. Пасхальные подарки неизменно вызывают восхищение и огромный интерес у российской и зарубежной публики, так как являются не только свидетельством таланта и непревзойденного мастерства русских ювелиров, но и своеобразной «драгоценной» летописью страны эпохи правления последних Романовых – императоров Александра III и Николая II. Некоторые из этих удивительных произведений отражали важные исторические события из жизни Российской империи, другие были просто трогательными семейными знаками любви и внимания.
В ночь с 16 на 17 сентября 1917 года в Москву прибыл поезд, состоявший из сорока вагонов «с особо ценным имуществом бывшего дворцового ведомства», эвакуированным Временным правительством из Петрограда в связи с событиями на театре военных действий – наступлением немецких войск на северную столицу. Ящики с драгоценностями, принадлежавшими раньше царской семье, были доставлены в Московский Кремль. Среди сокровищ находились пасхальные яйца, выполненные прославленной фирмой Карла Фаберже по императорскому заказу, которые разместили на хранение в залах Оружейной палаты. К сожалению, невозможно точно сказать, сколько пасхальных яиц находилось в ящиках, поскольку в наскоро составленных описях царского имущества содержалась лишь весьма краткая их характеристика.
О хранившихся в Москве ценностях вспомнили через четыре года после октябрьских событий. Так началась полная драматизма история царских пасхальных шедевров, большая часть которых была вывезена из России в мрачные годы распродажи национальных ценностей. Новая власть нуждалась в средствах для борьбы с голодом и разрухой, для покупки тракторов, станков, машин и многого другого. Было решено создать запас художественных ценностей и «предметов роскоши и старины, могущих служить предметами вывоза за границу».
В период с 17 февраля по 24 марта 1922 года императорские пасхальный яйца и другие, находившиеся на временном хранении в музее ценности, были переданы Главным управлением по делам музеев в Гохран РСФСР. В 1927 году, когда схлынула первая волна антикварных распродаж, в Оружейную палату, тогда входившую в состав Объединенного музея декоративного искусства, были переданы двадцать четыре пасхальных яйца фирмы Фаберже. Полученные произведения стали экспонатами национальной сокровищницы и были включены в Опись Оружейной палаты.
В 1930 году над пасхальными подарками вновь нависла серьезная угроза. Так называемая Особая ударная бригада, состоявшая из членов экспертно-оценочной комиссии при Антиквариате (конторе по скупке и реализации антикварных вещей) выделила из экспозиции и хранилища музея одиннадцать пасхальных яиц. Среди них – шесть работ М. Перхина, главного мастера фирмы Фаберже, и пять – Г. Вингстрема, его преемника. Сотрудники музея как могли, задерживали выдачу Антиквариату пасхальных яиц и других экспонатов, но из Наркомпроса пришел документ, в котором говорилось, что ответственность за задержку музейных ценностей, выделенных для реализации на заграничных рынках, и, таким образом, за срыв финансового плана СССР полностью ляжет на сотрудников музея. На основании этого документа и специальной инструкции Совнарком 21 июня 1930 года из музея в Антиквариат было передано одиннадцать пасхальных яиц, пригодных для экспорта. Цена экспонатов, назначавшаяся советскими экспертами, варьировалась от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Проданные пасхальные подарки в результате оказались в различных музеях и коллекциях США.
В 1933 году Антиквариат отобрал еще пять яиц из собрания Оружейной палаты. Сотрудники музея делали все возможное, чтобы не допустить их реализации на заграничных рынках. С большим трудом музею удалось отстоять яйцо «Клевер» и яйцо с моделью крейсера «Память Азова», но, к сожалению три других были переданы в Антиквариат. В результате всех этих событий в Оружейной палате остались десять принадлежавших императорской семье пасхальных яиц – ядро и гордость кремлевской коллекции произведений Карла Фаберже.