Коллекция западноевропейского художественного стекла в Музеях Кремля включает более пятидесяти предметов. Однако при скромных размерах этой коллекции, в ней нашла отражение практически вся история европейского стеклоделия, начиная с XVI века.

Первые стекольные заводы появились в Венеции в XIII веке. Возникшие на территории города, они довольно скоро были перенесены на один из крупных островов в Венецианской лагуне – Мурано. Использование таких техник, как филигрань («венецианская нить»), роспись цветными эмалями, создание фактурных поверхностей являлось визитной карточкой знаменитых мастеров острова Мурано. Строжайшая охрана секретов художественного стекла, введенная Венецианской республикой, довольно долго давала положительные результаты. Стекло приносило монополисту большие доходы. И только в конце XVI века стекольные заводы начали появляться во многих странах Европы, прежде всего в Голландии, Богемии (Чехии), Германии.

В этом разделе представлено художественное стекло XVI-ХХ веков основных центров стеклоделия Западной и Центральной Европы: Венеции, Германии, Фландрии, Богемии, Силезии, Швеции, Австрии. Уникальные памятники демонстрируют такие техники декоративной обработки стекла, как гравировка, резьба, цветные эмали.


Стекло оконное

Стекло оконное

Германия, середина XVI в.
Стекло, свинец, живопись.
Поступило в 1924 г.

На стекле изображены два воина на фоне городского пейзажа. Один из них держит в руке знамя. Оправа стекла свинцовая.


Фрагменты кубка

Фрагменты кубка

Богемия, середина XVI в.
Стекло, роспись цветными эмалями, золочение.
Происходит из захоронения неизвестной царицы.

Несмотря на состояние сохранности предмета, его форма легко реконструируется как «кубок-флейта». Форма флейты – одна из самых популярных в европейском стеклоделии XVI-XVII вв. Тем не менее, наиболее вероятно богемское происхождение кубка – в XVI столетии венецианские мастера декорировали подобные вещи преимущественно в технике филиграни, укладывая струйки цветного стекла в толще основы. Менее продвинутые в техническом отношении страны предпочитали имитировать филигрань эмалевым рисунком. Особенно виртуозно такие имитации выполняли мастера Богемии.


Кувшин

Кувшин

Нидерланды или Венеция, конец XVI в.
Стекло, серебро, золочение, резьба, гравировка.
Происходит из основного собрания Оружейной палаты.

Кувшин выполнен из глушеного стекла, имитирующего агат. Ножка и крышка серебряные. Вид кувшина искажен позднейшей серебряной оправой, придающей вещи восточный колорит. По экватору корпуса проходит зубчатый поясок. Горло охватывает узкая серебряная полоска со стилизованными зубчатыми листочками.


Кубок с крышкой

Кубок с крышкой

Венеция, середина XVI в.
Стекло, серебро, роспись эмалями, золочение, филигрань, резьба, гравировка.

Происходит из захоронения царицы Марфы Васильевны Собакиной, третьей жены царя Ивана IV Грозного.


Кубок

Кубок

Богемия, середина XVI в.
Стекло, формовка, роспись, цветными эмалями, золочение.
Происходит из захоронения царя Ивана IV Грозного.

Кубок имеет колоколообразную чашу и ножку в виде балясинки. Основание круглое, приподнятое в центре. Стекло синего цвета, на основе солей меди. Нижняя часть корпуса рифленая. По венцу кубка проходит фриз из стилизованных листьев, направленных острием поочередно вверх и вниз.


Кубок с крышкой

Кубок с крышкой

Силезия, 1720-1730-е гг.
Стекло, гравировка.
Происходит из основного собрания Оружейной палаты.

Широкие стороны чаши кубка покрыты матовой гравировкой, тематика декора военная. На одной из сторон изображены два щита, один поверх другого. Верхний щит – боевой, украшен рисунком из завитков. Нижний щит – вероятно, гербовый, с изображением шпаг и стрел. Другую сторону чаши занимает изображение рыцаря в полном доспехе, также в окружении знамен, барабанов, булав, пушек и других военных атрибутов. Рыцарь стоит, зажав под мышками две бомбы, на холмике у его ног – треть, зажженная бомба. Лиственные мотивы украшают поверхность крышки.


Кружка с крышкой

Кружка с крышкой

Богемия, середина XVIII в.
Стекло, серебро, гранение, гравировка, чеканка, резьба, золочение.
Принадлежала боярыне Прасковье Федоровне Нарышкиной.
Поступила из музея Художественно-промышленного (бывшего Строгановского) училища в 1924 г.

Кружка с крышкой представляет собой массивный стеклянный стакан в оправе из золоченого серебра. Верхняя часть корпуса стакана декорирована флоральными мотивами: изображены три букета, составленные из разных цветов и по-разному расположенные на корпусе. По внешнему бортику ободка, над фестонами выполнена надпись: KRUSKA. BOARINA PARASKOFIA FEDOROFNA NARISKENA.


Люстра (паникадило)

Люстра (паникадило)

Стокгольм, последняя треть XVII в.
Медь, гранение.
Происходит из основного собрания Оружейной палаты.

Шестирожковая люстра каплевидной формы увенчана короной. Основой конструкции является металлический стержень с отходящими от него рожками. Корона в верхней части люстры выполнена таким же образом, из круглых бусин, уложенных в двенадцать дуг. Дуги объединены попарно и украшены розетками из граненых каплевидных стеклянных пластинок. Нижняя часть люстры украшена крупной граненой каплей.


Сулеи

Сулеи

Потсдам, 1680-1690-е гг.
Мастер Иоганн Кункель.
Поступили из Сервизной кладовой Большого Кремлевского дворца в 1882 г.

Сулеи выполнены из стекла «золотой рубин». Свое название этот вид стеклянной массы получил благодаря техническим характеристикам. В качестве красителя при его изготовлении используется золото, придающее изделию яркий, с выраженным малиновым оттенком красный цвет, очень напоминающий цвет натурального рубина. Эти предметы получили свое русское наименование из-за металлической оправы с цепочкой, которая придала им форму переносной фляги. На самом деле они являются стационарными предметами – графинами для напитков.


Стакан

Стакан

Стекло - Нюрнберг, 1720-е гг; оправа - Аугсбург; 1725-1727 гг.
Мастер-серебряник Иоганн Даниэль I Шеффлер. Стекло, серебро, гравировка, штамп, золочение. Происходит из основного собрания Оружейной палаты.

Серебряная оправа, представляющая собой род основания, оформлена крупными долами с заостренными ребрами. Дно стакана изнутри золоченое.
В Охранной описи Оружейной палаты 1945 г. стакан записан как выполненный в Петербурге. Однако сродство с другим стаканом и стаканом из бременского Музея прикладного искусства позволяет считать местом его изготовления Нюрнберг.


Чаша с крышкой

Чаша с крышкой

Фландрия (округ Люттих) или Северная Германия, вторая половина XVII в.
Стекло, тиснение.
Происходит из основного собрания Оружейной палаты.

Чаша выполнена в венецианском стиле. В этой манере работали стеклоделы Нидерландов, Фландрии, Германии, Богемии и ряда других северных стран Европы. При ее создании была использована техника свободного выдувания, чем обусловлено несовершенство формы. Судя по характерным сколам в верхней части бусины-навершия, имелись также дополнительные украшения, возможно в виде налепов или фигурок, характерные для венецианского стиля стеклоделия.


Стопа с крышкой

Стопа с крышкой

Саксония, 1701 г.
Стекло, роспись эмалями, золочение.
Происходит из основного собрания Оружейной палаты, куда поступила из Московского Воспитательного дома в 1875 г.

Стопа имеет цилиндрический корпус с основанием в виде небольшого валика. На корпусе эмалевыми красками изображен герб России – двуглавый орел под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах. Орел выполнен желтой краской, в данном случае имитирующей золото. Орел заключен в венок из лавровых ветвей, скрепленных внизу красной лентой. Вокруг композиции расположена надпись на латинском языке, в переводе означающая: "Петр Алексеевич, великий царь Московский, всея Великия и Малыя России самодержец, многих стран и северных провинций государь. 1701".


Лорнет

Лорнет

Западная Европа, вторая половина XIX в.
Серебро, стекло, литье, штамп, пунцирование.

Лорнет с ручкой, украшенной рельефным штампованным орнаментом из цветков розы на пунцированном фоне, с двумя круглыми стеклами в серебряной оправе.


Ваза для фруктов

Ваза для фруктов

Франция, около 1900 г.
Стекло, серебро, травление, резьба, штамп.

Ваза для фруктов выполнена из двухслойного стекла матового, розового и желтого цветов. На корпусе в технике травления изображены стебли, цветы и листья хризантемы.
Оправа представляет собой серебряное основание с четырьмя ножками-копытцами. На копытцах с оборотной стороны написаны даты и вензеля "30 janv 1875", " 30 janv 1900", "CAS" и "MEP".
На стекле вокруг марки выполнена резная надпись на французском языке: "Cristalierie de Galle Nansy Modelle et decor depose".


Туалетный прибор

Туалетный прибор

Лоток с крышкой. Оправа - Россия, Москва, завод Баккара, стекло - Франция, Лотарингия, фирма К.Фаберже.
Серебро, стекло, гранение, золочение, чеканка.

Корпус лотка огранен "под акулью кожу", на фоне которой глубокой гравировкой изображены побеги и листья бамбука. Hа крышке изображен пышный цветок ириса с бутоном и листьями. Внутренняя сторона крышки золоченая.


Ваза

Ваза

Франция, около 1900 г.
Стекло, серебро, н/д металл, травление, резьба, штамп.

Ваза выполнена из двухслойного стекла матового, розового и желтого цветов. На корпусе в технике травления изображены стебли, листья, цветы и бутоны хризантемы.
Оправа представляет собой серебряное основание с четырьмя ножками-копытцами. От основания отходят декоративные ручки, повторяющие форму корпуса, и выполненные в виде побегов с листьями. На копытцах с оборотной стороны, написаны даты и вензеля :"30 janv 1875", "30 janv 1900", "CAS" и "MEP".


Ваза

Ваза

Италия, Эмполи, 1950 г.
Стекло, травление.


Ваза

Ваза

Чехословакия, середина XX в.
Стекло, роспись.

Ваза из зеленого стекла, десятигранная, в форме бокала, расширенная кверху. Пять граней с золотой рельефной росписью цветочно-растительного орнамента по матовому фону, чередуются с пятью гранями с мелким змеевидным золотым орнаментом по прозрачному стеклу.

 
вверх