Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) пришла к власти в ходе дворцового переворота 28 июня 1762 года, свергнувшего с престола её мужа Петра III.
13-го сентября 1762 года под звон колоколов и грохот пушек совершился торжественный въезд государыни в Москву. Улицы первопрестольной были украшены гирляндами, вывешенными коврами и гобеленами, густой зеленью ельника и множеством цветов.
Коронация Екатерины II проходила 22 сентября 1762 года в Успенском соборе Московского Кремля. Коронационные регалии и уборы новой российской императрицы Екатерины II после коронации выставлялись в течение восемнадцати дней в «бывших Сенатских покоях, что у Черниговского собора». Наибольшее внимание посетителей, привлекала корона, в создании которой принимали участие золотых дел мастер Г.Ф.Экарт, придворный бриллиантщик Ж.Позье, оправщик Ороте, золотарные мастера И.Естифеев и И.Липман, подмастерье И.Никифоров. Цена всех драгоценных камней, украшавших корону, составляла в то время два миллиона рублей. Тем же золотых дел мастером Г.Ф.Экартом в кротчайшие сроки была создана и новая держава. Скорее всего, существовало опасение, что мастер не успеет выполнить державу в срок, работы над которой начались не ранее 7 сентября, поэтому 14 сентября из Оружейной палаты в комнату ее императорского величества были «взнесены» три державы. Одну из них вернули в тот же день, вторую «греческого дела» (царя Алексея Михайловича), - на следующий день после коронации, приделав к ней серебряную позолоченную рукоять, а третью - 11 мая 1763 г. Три мантии – парчовая и две кружевные, золотая и серебряная, которые императрица одевала на первый и второй дни аудиенции после коронации – соседствовали в экспозиции с коронационным платьем Екатерины II, выполненным из серебряной парчи и украшенным гербами Российской империи.
Всем дамам было дано указание явиться на коронацию в «ромброндах цветных», а кавалерам орденов Святого Андрея Первозванного и Святого Александра Невского – в орденском одеянии. На их фоне наряд императрицы выглядел особенно впечатляющим, поистине создающим триумфальный образ императорской власти. Как всегда ко двору на это знаменательное в истории России событие собрались представители самых ярчайших королевских фамилий Европы.
22 сентября около десяти часов утра под звуки труб и литавр, торжественная процессия двинулась к Успенскому собору. Государыня в это время, находилась во внутренних своих покоях дворца и приготавливалась к священным таинствам: миропомазанию и причащению. Из внутренних покоев императрица вышла в аудиенц-камеру, где находились приготовленные заранее регалии. После обычного окропления царского пути святой водой началось шествие с Красного крыльца к Успенскому собору. Императрица шла под балдахином, в парчовом платье, украшенном золотым позументом и вышивными двуглавыми орлами.
Более двадцати архиереев и сорока архимандритов и прочих духовных лиц во главе с архиепископом новгородским Димитрием встретили Екатерину у дверей собора. В предшествии всего духовенства Екатерина Алексеевна направилась к царским вратам, где приложилась к святым иконам, а потом взошла на трон и села на приготовленный ей императорский престол. Надев на себя порфиру и орден Андрея Первозванного, она собственноручно возложила на себя корону. В это время на Красной площади раздался залп пушечных орудий. Далее последовали поздравления от подданных, а новгородский архиепископ Димитрий от всего Российского Отечества обратился к Императорскому Величеству с поздравительной речью, после чего он же совершил над Екатериной обряд миропомазания. Затем Екатерина через Царские врата прошла к престолу и там приобщилась Святых Тайн по царскому чину.
Когда императрица вышла из Успенского собора, «воскликнуло все войско и весь бесчисленный народ «ура». Крики продолжались полчаса, пока императрица не дала знак продолжить шествие. В Архангельском и Благовещенском соборах, Екатерина по древнему обычаю поклонилась праху усопших предков и приложилась к святым мощам и наиболее почитаемым иконам, а затем возвратилась во дворец. Во время ее шествия по территории Кремля полки «отдавали честь с музыкою, барабанным боем и уклонением до земли знамен, народ кричал „ура“, а шум и восклицания радостные, звон, пальба и салютация кажется воздухом подвигли, к тому ж по всему пути метаны были в народ золотые и серебряные монеты». В аудиенц-зале императрицей были объявлены милости преимущественно лицам, высказавшим преданность ей при восшествии на престол, а также тем, которые отличились храбростью во время бывшей незадолго прусской войны. Далее последовал торжественный обед в Грановитой палате в честь Священного коронования императрицы Екатерины II.
Вечером Кремль был иллюминирован, и народ со всей Москвы собрался посмотреть на «огненное зрелище». В полночь Екатерина инкогнито спустилась на Красную площадь, чтобы полюбоваться иллюминацией, а «народ узнал ее и приветствовал громким «ура», пока она не удалилась во внутренние покои». В этот раз праздник для народа был устроен не только на Соборной, но и на Красной площади. Коронационные торжества продолжались семь дней.
Портрет Екатерины II
Неизвестный художник.
XIX в. Холст, масло.
Екатерина II представлена поколенно, голова повернута к зрителю. На голове малая императорская бриллиантовая корона и лавровый венок. Пудреные волосы двумя длинными локонами спадают на левое плечо. В ушах бриллиантовые серьги. На императрице украшенное бриллиантовым аграфом платье c белой атласной юбкой и спускающимися от талии голубыми лентами и белым кружевом на груди и шее. На плечи накинута горностаевая мантия из золотистой ткани, расшитой двуглавыми орлами. На шее бриллиантовая цепь с крестом ордена св. Андрея Первозванного. Через правое плечо перекинута лента с крестом ордена св. Георгия. На груди прикрытая краем мантии звезда этого ордена. В правой руке императрица держит золотой скипетр. Слева от императрицы держава и усыпанная бриллиантами и увенчанная розовой шпинелью большая императорская корона на красной бархатной подушке. На сером постаменте бронзовый бюст Петра I в лавровом венке. Над бюстом надпись золотыми буквами: "Начатое совершиает".
Шествие Екатерины II из Кремлевского дворца в Успенский собор на церемонию коронации
С.Путимцев.
Россия, 1827 г (с доски последней четверти XVIII в).
Бумага; гравюра резцом.
На гравюре крупным планом показана Грановитая палата с примыкающим к ней Красным крыльцом, на котором перед входом в Святые сени представлена Екатерина II, под балдахином, в сопровождении военных чинов. Перед ней на ступенях крыльца церемониймейстеры с жезлами, высшие сановники и военные, несущие на подушках государственные регалии: мантию, Государственный меч, Государственную печать. Внизу — трое придворных во главе с обер-егермейстером С.К. Нарышкиным, несущим Государственное знамя (панир), два герольдмейстера и два обер-церемониймейстера с жезлами, другие участники церемонии — придворные и военные чины, которые направляются к Успенскому собору между стоящими с двух сторон шеренгами кавалергардов. В глубине справа видна часть южного фасада Успенского собора. Гравюра не была завершена, что видно по незаконченной фигуре императрицы. Под гравюрой справа поставлена подпись: Г. Сем: Путимцовъ. Гравюра является одной из иллюстраций к «Обстоятельному описанию торжественных порядков благополучного вшествия в императорскую древнюю резиденцию, богоспасаемый град Москву, и священнейшего коронования ее августейшего величества, всепресветлейшей, державнейшей, великой государыни императрицы Екатерины Второй, самодержицы Всероссийской, матери и избавительницы Отечества, еже происходило вшествие 13, коронование 22 сентября 1762 года».
Коронация императрицы Екатерины II
Россия (?), последняя треть XVIII в. (не ранее 1777 г.).
Холст, Масло.
Картина является повторением произведения итальянского художника Стефано Торелли, в котором он изобразил коронацию императрицы Екатерины II, состоявшуюся 22 сентября 1762 г. в Успенском соборе Кремля. Действие происходит в интерьере Успенского собора, своды и стены которого украшены фресковой живописью. Императрица Екатерина II в полном коронационном облачении, высшие государственные сановники и иерархи Русской церкви изображены на вершине ступенчатого помоста. На картине представлен кульминационный момент коронации — последовательное принятие Екатериной императорских регалий. Образное содержание произведения подчинено раскрытию сакрального смысла коронации, заключенного в идее богоустановленности монархической власти. В сознании русских людей концентрированным выражением этой идеи служили находящиеся в Успенском соборе почетные троны. Это срезанный правым краем холста, созданный в 1551 г. резной деревянный Мономахов трон, предназначавшийся для русских царей и императоров. Рядом с ним находится сооруженное в конце ХV столетия белокаменное место глав Русской церкви. Справа изображено появившееся в соборе в ХVII в. моленное место русских цариц и царевен. Роскошные паникадила (люстры) с горящими свечами довершают торжественное убранство Успенского собора.
Ковер
Россия, 1762 г.
Парча, золотный галун; ткачество, плетение.
К церемонии коронации пол в Успенском соборе по традиции покрывали красным сукном. В ходе церемонии после возложения на коронующихся регалий и при подготовке к миропомазанию от тронного места до Святых дверей постилали красный бархат, а поверх него у самых дверей, где совершалось таинство, — золотой парчовый ковер, обшитый по краям золотным галуном. При коронации Екатерины I в 1724 г. парчовым ковром был покрыт «пол церковный от алтаря до трона», а в 1730 г. во время коронации Анны Иоанновны «у самых Царских дверей стелили бархат и парчу два полковника». Если причащение совершалось в алтаре, там расстилали еще один парчовый ковер, на который вставал император. После коронации эти ковры передавали на хранение в Оружейную палату и впоследствии неоднократно использовали. После коронации императрицы Екатерины II в сокровищницу был передан этот ковер, сшитый «в три полотнища» из золотной парчи «с разбросанными по оной из разных шелков и серебра букетами розанов, незабудок и других цветов» и обшитый «золотым газом». Согласно документам, его постилали в Успенском соборе от амвона до Царских дверей — следовательно, использовали для совершения таинства миропомазания.
Платье коронационное
Россия, 1762 г.
Парча, шелк, нить шелковая; шитье, аппликация, вышивка.
Коронационное платье императрицы Екатерины II было сшито в России в 1762 году. Оно выполнено из серебряной парчи в стиле рококо и состоит из корсажа, юбки с окружностью более пяти метров и шлейфа длинной 3 с половиной метра. Декольте и рукава украшены тонким льняным «брабантским» кружевом. Это единственное коронационное платье, основным украшением которого стало изображение герба Российской империи.
Почти 35 лет правления Екатерины II по праву считаются одним из самых ярких периодов отечественной истории - ее "золотым веком". Умная, энергичная, европейски образованная – она внесла существенный вклад в развитие всех сторон жизни России, в том числе и ее культуры.
Медаль на вступление на престол императрицы Екатерины II
Санкт-Петербургский монетный двор, 1762 г.
Медальеры Т.И. Иванов (лицевая сторона); И.Г. Вехтер (оборотная сторона).
Серебро; чеканка.
На лицевой стороне — императрица в короне, платье, с орденской лентой через правое плечо. На оборотной стороне помещена аллегорическая композиция: две фигуры (аллегории Веры и России) держат над алтарем вензель Екатерины, который коронует лучезарная дева, олицетворяющая Промысел Божий. Первая же медаль, связанная с правлением Екатерины II — коронационная, — дала императрице повод задуматься о важной роли медальерного искусства в формировании официальной идеологии ее правления. Неслучайно в ее царствование были созданы две коронационные медали. Первая из них в силу понятных причин была изготовлена в 1762 г. спешно и не отвечала полностью требованиям и замыслам императрицы. Поэтому в 1767 г. И.Г. Вехтер создал вторую коронационную медаль с изображением Екатерины II в образе Минервы.
Медаль в память коронации императрицы Екатерины II
Санкт-Петербургский монетный двор, 1767 г.
Медальер И.Г.Вехтер.
Серебро; чеканка.
На лицевой стороне изображена императрица в доспехе и шлеме, увенчанном атрибутом богини мудрости — совой. На оборотной стороне Екатерина II представлена в коронационном платье, сидящей около колонн. Перед ней коленопреклоненная женщина — аллегорическое изображение России, — поддерживаемая святым Георгием. Она подносит императрице на подушке корону и скипетр. Ангел на заднем плане направляет правую руку на небо, где Провидение в образе женщины со скипетром в правой руке, левой рукой указывает на императрицу. Вступление Екатерины II в 1762 г. на престол ознаменовалось пышными коронационными торжествами в Москве. Они сопровождались грандиозным маскарадом «Торжествующая Минерва», который провозгласил, что в России наступает век Минервы — век правосудия, расцвета наук, искусства и мудрости. Та же идея легла в основу этой медали в память восшествия Екатерины II на престол. Не вызывает сомнения, что медаль создавалась при непосредственном участии Екатерины II. Языком аллегорий и символов провозглашалось наступление эпохи просвещенного абсолютизма и, самое главное, — утверждалась идея о спасении России после дворцового переворота 1762 г., в результате которого пришла к власти Екатерина II. Коронационная медаль демонстрирует умение ее создателей через надписи и систему аллегорических образов воплотить и выразить важнейшие идеи времени. К тому же, медаль можно было многократно воспроизвести, а большой тираж открывал возможность ее широкого распространения в России и за рубежом. Неслучайно золотые и серебряные экземпляры этой медали были вставлены в крышки табакерок и преподнесены затем главным участникам переворота 1762 г. Кроме того, Екатерина II очень часто использовала эту медаль в качестве дипломатического дара.
Жетон в память коронации императрицы Екатерины II
Санкт-Петербургский монетный двор, 1762 г.
Серебро; чеканка.
На лицевой стороне изображена императорская корона в лучах, нисходящих от Всевидящего Ока. Сверху надпись: ЗА ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ. Под обрезом дата: СЕНТ. 22 ДНЯ. На оборотной стороне под императорской короной надпись в семь строк: ЕКАТЕРИНА II/ ИМПЕРАТРИЦА/ И САМОДЕРЖИЦА/ ВСЕРОССИЙСКАЯ/ КОРОНОВАНА/ В МОСКВЕ/ 1762 ГОДА. Жетон поступил из Древлехранилища в 1883 г.
Сосуд для вина в виде небесного глобуса
Вильнюс, 1620-е гг.
Мастер Рудольф Леман.
Серебро; чеканка, литье, гравировка, золочение.
Драгоценный сосуд в виде коленопреклоненной фигуры Атланта, держащего небесную сферу, отражает характерное для стиля барокко стремление ко всему необычному и великолепному. Фигура Атланта — одного из четырех титанов, согласно античной мифологии поддерживающих небесный свод, соединяет небесный мир с земным, который обозначен овальным основанием сосуда. Это репрезентативное произведение было привезено в Москву посольством во главе с паном Станиславом Витовским в апреле 1651 г. и передано в дар царю Алексею Михайловичу от имени польского короля Яна II Казимира. На пятке Атланта выгравирована надпись XVII в. с указанием номера предмета в царской казне и веса. Оригинальный сосуд для вина не раз украшал поставец в Грановитой палате во время коронаций. Его легко можно узнать среди предметов на верхнем ярусе поставца на гравюрах, изображающих обед в Грановитой палате во время торжеств по случаю вступления на престол Екатерины II, или на фотографии, сделанной в связи с коронацией Николая II.