Коронационная военная форма императора Александра II, была передана в Оружейную палату 17 сентября 1856 г. Она состояла из восьми предметов. Три из них представлены на выставке. Среди них темно-зеленый общегенеральский мундир, каска из черной лакированной кожи с двумя козырьками и султаном из петушиных перьев, сапоги из черной лакированной кожи с короткими голенищами и медными посеребренными шпорами. Помимо мундира, в состав коронационной формы императора входили суконные алые брюки, носившиеся поверх сапог, с золотными лампасами и кожаными штрипками, шарф-пояс из серебряной полосатой парчи и белые лайковые перчатки.
Коронационное платье супруги Александра II – Марии Александровны выполнено по правилам официального костюма. С 1724 года одной из неотъемлемых коронационных регалий в России являлись мантии, которые во время церемонии возлагались на императора и императрицу в Успенском соборе Кремля. Коронационные мантии в России выполняли из гладкой позолоченной парчи, опушались горностаевым мехом и украшались гербами Российской империи. Примером служит представленная коронационная мантия императрицы Марии Александровны.
Портрет Великого князя Александра Николаевича
Россия, середина XIX в.Холст, масло.
Великий князь Александр Николаевич представлен на портрете в общегенеральском мундире с аксельбантом и свитскими эполетами с именным вензелем императора Николая I, голубой муаровой лентой и звездой ордена Св.Андрея Первозванного, звездой ордена Св.Владимира 1-й степени, знаком отличия за беспорочную службу в офицерских чинах и знаком ордена Св.Георгия 4-й степени, полученным за отвагу и решительность проявленную в боевой схватке во время поездки наследника на Кавказ в качестве атамана всех казачьих войск и шефа Казачьего атаманского его императорского высочества наследника цесаревича полка.
Мундир от коронационной формы императора Александра II
Россия, 1856 г.Двубортный суконный темно-зеленый общегенеральский мундир с красным воротником и обшлагами застегивается на шесть золоченых пуговиц и имеет золотую вышивку по воротнику, обшлагам и клапанам. На плечах пристегнуты эполеты с вензелем императора Николая I и аксельбант с серебряными наконечниками. На груди мундира приколоты два ордена - Св. Андрея Первозванного и Св. Владимира.
Каска императора Александра II
Россия, Санкт Петербург, XIX в.Кожа, н/д металл, шелк.
Каска из черной лакированной кожи, с двумя козырьками, с бронзовыми золочеными накладными украшениями, с султаном из разноцветных перьев.
Накладные золоченые украшения в виде большого двуглавого орла под короной спереди и крестовины на затылке, от которой вниз отходит узкая полоска, а вверх - толстый фигурный стержень с шишечкой, к которому прикреплен султан.
Кожаный черный ремень, застегивающийся под подбородком, украшен чешуйчатыми металлическими пластинами, а в местах крепления - круглыми пластинами с изображениями короны.
Внутри каски по краю - черная кожа, выше - коричневый шелк.
Сапоги Александра II
Россия, 1856 г.Кожа, медь, серебрение.
Сапоги из черной кожи, узкие, с тупым скругленным мысом, с короткими мягкими, немного расширенными голенищами, имеющими с боков и спереди небольшой фигурный вырез, на низком каблуке.
Платье коронационное императрицы Марии Александры Федоровны
Россия, 1856 г.Глазет, серебряные нити, вышивка.
Платье выполнено по правилам официального костюма, в котором детали современного силуэта сочетаются с элементами древнерусского платья: длинные рукава со сквозными разрезами напоминают рукава ферезеи. Платье из глазета украшено серебряными нитями и вышивкой.
Мантия (порфира) императрицы Марии Александровны
Россия, 1856 г.Глазет золотный - Санкт-Петербург, фабрика золототканых и золотошвейных изделий И.П.Лихачева; шелк - Франция.
Глазет золотный, шелк, мех горностая, золотные нити, тесьма, кисти, ткачество, шитье, аппликация.
В 1856 г. после коронации императора Александра II и императрицы Марии Александровны в музей были переданы три коронационные мантии, одна из которых предназначалась для вдовствующей императрицы Александры Федоровны. Все три были выполнены фабрикантом И.П. Лихачевым из "золотого требликатного глазета" на подкладке из "тафты желтой французской" и украшены вышитыми "золотом и черным шелком" гербами. Для выполнения вышивки за четыре месяца до коронации в Санкт-Петербург были приглашены тридцать лучших мастериц из Торжка, славившегося золотошвейными промыслами.