В первой половине XVIII века дамская мода была довольно устойчива, изменению подвергались лишь отдельные детали костюма. Что касается тканей, то их узоры непременно менялись дважды в год дизайнерами, работавшими для шелкоткацких фабрик города Лиона во Франции. По европейской моде начала XVIII века сшито коронационное платье, принадлежавшее императрице Анне Иоанновне, вошедшей на престол в 1730 году. Платье выполнено из розовой парчи. Цвет сохранился только в складках платья. Лиф с жестким узким мысом. Шлейф более легкий, чем узкие плечи, тонкая талия и очень расширенная книзу юбка на фижмах из китового уса. Размах фижм достигал полутора метров, ширина платья в подоле – пяти метров.

Веер был известен на Руси в XVII веке, но более широкое распространение получил в XVIII столетии. Пользовались им женщины привилегированных слоев на улице, в театре, на балу. Веер носили на ленточке вокруг запястья правой руки. В XVIII веке особо модными были шелковые расписные веера, чаще всего в деревянных, черепаховых или перламутровых станках. Иногда полотнище веера выполняли из бумаги.


Портрет Анны Иоанновны

Портрет Анны Иоанновны

Неизвестный художник, XVIII в.
Холст, масло.

Анна Иоанновна, дочь царя Ивана Алексеевича, брата Петра I, была в 17 лет выдана замуж за курляндского герцога Фридриха Вильгельма. Через год она овдовела, однако продолжала жить в Курляндии. Внезапная смерть императора Петра II изменила ее судьбу. В тот же день по настоянию представителей старинной московской знати к Анне Иоанновне было направлено посольство с просьбой "не медля в Москву ехать и российский престол восприять".


Платье коронационное императрицы Анны Иоанновны

Платье коронационное императрицы Анны Иоанновны

Россия, 1730 г.
Парча, шелк, кружево золотное, шитье.

Есть основания полагать, что единственное в кремлевской коллекции модное платье в истинном понимании этого слова – коронационный наряд императрицы Анны Иоанновны, поскольку известно, что в 1730 году для его создания из Лиона был выписан самый новомодный, узорный шелк. Шлейф этого платья имеет подкладку из позолоченной парчи с муаровыми разводами, его можно было поднимать и драпировать с помощью особой системы серебряных шнуров и кистей. Судя по всему, платье сшито в России под руководством придворного портного И.Б. Шефлера, который прибыл из Курляндии вместе с Анной Иоанновной. Над его исполнением работало предположительно два мастера: закройщик Г. Ловцов и портной А. Аппельгрим.


Веер

Веер

Германия, 1730 г.

Веер немецкой работы со станком из слоновой кости, покрытым резьбой и инкрустированный черепахой. На пергаментном экране этого веера, изображена маска (с прорезанными глазницами) в окружении медальонов с галантными сценками. На лицевой стороне веера в центре (почти на всю высоту) изображено раскрашенное гуашью лицо-маска с вырезанными глазницами. Вокруг маски - четыре рокайльных картуша с изображением сцены встречи кавалера с дамой, сидящей в портшезе; молодой пары, играющей в шахматы; группы молодых людей, разучивающих музыкальное произведение; магазина вееров. По верхнему краю веера расположены букеты цветов на диагональной сетке. На оборотной стороне веера в 3-х фигурных картушах изображены две галантные сцены и женщина с мальчиком, запускающим змея. По краю веера рокайльные завитки чередуются с гирляндами красочных цветов. Веер по краю с обеих сторон обведен двойной рамкой. Пластины прорезные, на лицевой стороне с расписными изображениями овец и собак среди камней и деревьев без листьев.

 
вверх