В первой половине XVIII века дамская мода была довольно устойчива, изменению подвергались лишь отдельные детали костюма. Что касается тканей, то их узоры непременно менялись дважды в год дизайнерами, работавшими для шелкоткацких фабрик города Лиона во Франции. По европейской моде начала XVIII века сшито коронационное платье, принадлежавшее императрице Анне Иоанновне, вошедшей на престол в 1730 году. Платье выполнено из розовой парчи. Цвет сохранился только в складках платья. Лиф с жестким узким мысом. Шлейф более легкий, чем узкие плечи, тонкая талия и очень расширенная книзу юбка на фижмах из китового уса. Размах фижм достигал полутора метров, ширина платья в подоле – пяти метров.
Веер был известен на Руси в XVII веке, но более широкое распространение получил в XVIII столетии. Пользовались им женщины привилегированных слоев на улице, в театре, на балу. Веер носили на ленточке вокруг запястья правой руки. В XVIII веке особо модными были шелковые расписные веера, чаще всего в деревянных, черепаховых или перламутровых станках. Иногда полотнище веера выполняли из бумаги.
Портрет Анны Иоанновны
Неизвестный художник, XVIII в.
Холст, масло.
Анна Иоанновна, дочь царя Ивана Алексеевича, брата Петра I, была в 17 лет выдана замуж за курляндского герцога Фридриха Вильгельма. Через год она овдовела, однако продолжала жить в Курляндии. Внезапная смерть императора Петра II изменила ее судьбу. В тот же день по настоянию представителей старинной московской знати к Анне Иоанновне было направлено посольство с просьбой "не медля в Москву ехать и российский престол восприять".
Платье коронационное императрицы Анны Иоанновны
Россия, 1730 г.
Парча, шелк, кружево золотное, шитье.
Есть основания полагать, что единственное в кремлевской коллекции модное платье в истинном понимании этого слова – коронационный наряд императрицы Анны Иоанновны, поскольку известно, что в 1730 году для его создания из Лиона был выписан самый новомодный, узорный шелк. Шлейф этого платья имеет подкладку из позолоченной парчи с муаровыми разводами, его можно было поднимать и драпировать с помощью особой системы серебряных шнуров и кистей. Судя по всему, платье сшито в России под руководством придворного портного И.Б. Шефлера, который прибыл из Курляндии вместе с Анной Иоанновной. Над его исполнением работало предположительно два мастера: закройщик Г. Ловцов и портной А. Аппельгрим.
Веер
Германия, 1730 г.
Веер немецкой работы со станком из слоновой кости, покрытым резьбой и инкрустированный черепахой. На пергаментном экране этого веера, изображена маска (с прорезанными глазницами) в окружении медальонов с галантными сценками. На лицевой стороне веера в центре (почти на всю высоту) изображено раскрашенное гуашью лицо-маска с вырезанными глазницами. Вокруг маски - четыре рокайльных картуша с изображением сцены встречи кавалера с дамой, сидящей в портшезе; молодой пары, играющей в шахматы; группы молодых людей, разучивающих музыкальное произведение; магазина вееров. По верхнему краю веера расположены букеты цветов на диагональной сетке. На оборотной стороне веера в 3-х фигурных картушах изображены две галантные сцены и женщина с мальчиком, запускающим змея. По краю веера рокайльные завитки чередуются с гирляндами красочных цветов. Веер по краю с обеих сторон обведен двойной рамкой. Пластины прорезные, на лицевой стороне с расписными изображениями овец и собак среди камней и деревьев без листьев.