Двор Екатерины II не уступал по роскоши двору ее предшественницы. Золотым и серебряным кружевом, драгоценными камнями сверкали одежды придворных дам. Костюмы, шляпы, эфесы шпаг придворных щеголей были усыпаны бриллиантами и другими драгоценностями.
Расточительность двора достигла таких размеров, что Екатерина II вынуждена была издать указ, регламентировавший парадный и придворный туалеты. В одном из пунктов этого указа говорилось, что ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см.
К 1775 году относится появление при российском императорском дворе дамских нарядов в национальном «русском», стиле, моду на которые ввела Екатерина II . Эти костюмы являлись подражанием как длиннополой, многослойной одежде высшего сословия допетровской Руси, так и наследовавшему ее наиболее характерные черты праздничному народному костюму. Их отличительными особенностями были драпированные рукава нижнего платья, откидные рукава верхнего, оформление переда наподобие крестьянского сарафана – в виде сквозной застежки на пуговицах, а также головной убор в форме кокошника с вуалью. Претерпев с течением времени целый ряд модификаций, этот национальный костюм, остроумно названный одним из современников «офранцуженным сарафаном», сохранился в качестве придворной церемониальной формы до конца существования монархии, а с начала XIX века стал традиционным коронационным облачением российских императриц.
Портрет императрицы Екатерины II
Россия, первая четверть XIX в.
Неизвестный художник.
Холст, масло.
Екатерина Великая изображена во введенном ею при дворе "русском платье" и императорской мантии, скрепленной унизанной бриллиантами брошью-аграфом. На груди Екатерины - бриллиантовая цепь и крест ордена Св. Андрея Первозванного, а также орденская лента с крестом и звезда утвержденного ею в 1769 году ордена Св. Георгия I степени.
Портрет императрицы Екатерины II
Россия, XIX в.
Неизвестный художник.
Масло, холст.
Императрица представлена в коронационном платье, украшенном изображениями двуглавых орлов, и горностаевой мантии.
Коронационное платье Екатерины II
Россия, 1762 г.
Парча, декоративное шитье на аппликации, кружево.
Платье (корсаж, юбка, шлейф) на фижмах, из серебряной гладкой парчи - глазета, на шелковой подкладке из белой тафты, украшено кружевом и шитыми накладными орлами. Корсаж жесткий, проложен пластинами китового уса. Рукава - "пагода" из белой тафты, узкие, до локтя, с тонким льняным кружевом в несколько рядов по краю. По краю декольте - узкое фестончатое тонкое льняное кружево, шитое иглой. Платье украшено накладными, аппликативными, шитыми цветными шелками и золоченой нитью большими двуглавыми орлами.
Платье венчальное императрицы Екатерины II
1745 г.
Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка.
Принадлежало великой княгине Екатерине Алексеевне (будущей императрице Екатерине II).
Платье подвенечное императрицы Екатерины II (корсаж, шлейф, юбка) из серебряного глазета, с шитьем. Корсаж - жесткий, проложен пластинами китового уса, сильно притален, с большим округлым декольте, короткими рукавами-крылышками, шнурованием на спинке. Шитье выполнено серебряной нитью различного вида и серебряной канителью.
Туфли императрицы Екатерины II (пара) 1762 г.
Россия, 1762 г.
Парча, шелк, полотно хлопчатобумажное, шитье.
"В оных башмаках Величество изволили короноваться 2 ноября 1762 г."
Платок носовой
Франция, вторая половина XVIII в.
Кружево, нить льняная, льнобатист, ткачество, шитье.