Император Николай I, следуя сложившейся традиции, присутствовал на коронации в общегенеральском мундире фрачного покроя из темно-зеленого сукна. В состав коронационной формы также входили представленные на выставке шарф с темляком и перчатки из лосиной кожи. Женская мода начала XIX века меняется в связи с появлением нового художественного направления классицизма. Платье этого времени более простое, спокойной формы. Примером может служить коронационное платье из серебряного глазета 1825 г супруги Николая I - императрицы Александры Федоровны.
С 1834 года при дворе был введен официальный парадный костюм придворных дам. В этом костюме детали современного силуэта сочетались с элементами древнерусского платья: длинные рукава со сквозными разрезами напоминали рукава ферезеи. В отделке платьев использовались традиционные украшения: вышивка, кружева, жемчуг.
Портрет императора Николая I
Россия, середина XIX в.Неизвестный художник.
Холст, масло.
Стоящий на фоне облачного неба император Николай I изображен в вицмундире лейб-гвардии Конного полка, шефом которого он стал в 1796 года. На груди - лента и звезда ордена Св.Андрея Первозванного, звезда ордена Св.Владимира и английского ордена подвязки. Фигура императора возвышается над подвластными его царственной воле воинами российской армии, изображенными на втором плане: группой конных казаков в меховых шапках и ведущим под уздцы коня конногвардейским офицером в одетом поверх белого колета супервесте и увенчанной орлом позолоченной каске.
Портрет императрицы Александры Федоровны
Россия, XIX в.Неизвестный художник.
Масло, холст.
На Александре Федоровне синее платье с высокой талией и пышными короткими рукавами. С левого плеча спускается желтая шаль с многоцветной каймой. На лежащих на подлокотниках кресла руках, длинные белые перчатки. На шее - нитка крупного жемчуга. Волосы уложены на висках буклями и украшены венком из белых роз.
Мундир коронационный императора Николая I
Россия. 1825 г.Сукно, ткань шерстяная, холст, ткачество, шитье.
Мундир общегенеральский фрачного покроя, однобортный, с воротником-стойкой сшит из темно-зеленого сукна, воротник, обшлага и края фалд - из красного сукна. Hа воротнике и обшлагах - шитые золотными нитями и блестками лиственные гирлянды. Hа левой стороне груди пристегнуты серебряные звезды орденов св. Андрея Первозванного и св. Владимира. Эполеты шиты волоченным серебром, отделаны золотным трунцалом. Эполеты пристегнуты на пуговицы. Подкладка из красной шерстяной ткани. Рукава и карманы подложены полотном.
Шарф с темляком и перчатки императора Николая I
Россия, 1825-1855 гг.Нити серебряные, пряденые, тесьма, шнур, ткачество, вязание.
Шарф связан из толстых пряденых серебряных нитей с узором узких продольных полос из черного и желтого шелка. Шарф сложен вдвое и подложен белой шерстяной тканью. К шарфу привязан темляк из серебряной тесьмы с полосатым черно-желтым узором.
Перчатки из имущества императора Николая I
Россия, первая половина XIX в.Кожа лосиная.
Перчатки белые лосиные без украшений. Стрелки и запястье прошиты белым шелком.
Платье коронационное императрицы Александры Федоровны
Россия, 1825 г.Глазет, серебряные нити; бить, канитель, вышивка.
Платье со шлейфом из серебряной гладкой парчи - глазета, на шелковой подкладке, украшено декоративной вышивкой, блондами и лентами. Платье длинное, с мягким, коротким, отрезным лифом, с большим кареобразным декольте, с фигурными короткими рукавами-фонариками. Лиф у декольте задрапирован горизонтальными складками, перехваченными посредине. Глазетовая лента перехвата по краю украшена битью, внизу закреплен большой крючок. Юбка платья плавно расширена книзу, по бокам и сзади собрана глубокими складками, внизу по подолу - валик - "руло", подбитый ватой. Между лифом и юбкой - нашита широкая белая атласная лента. Шлейф длинный, неширокий, ластообразный, выполнен в виде распашного платья с маленьким лифом, с глубокими, зашитыми до талии складками на зауженной спинке.